На это не обращали внимания 60 лет даже самые внимательные зрители культовой киноленты. О чём Георгий Данелия снял свой знаменитый фильм "Я шагаю по Москве"?
У фильма Георгия Данелии "Я шагаю по Москве", премьера которого состоялась в апреле 1964 года, удивительная судьба.
Практически сразу картина в диковинном для советского кинематографа жанре лирическая комедия обрела культовый статус.
Хотя по формально-статистическим показателям ленту трудно отнести к выдающимся: её посмотрели 20 млн зрителей при том, что список 50 лидеров советского кинопроката стартует с показателя в 33 млн зрителей. Про рекордсмена, боевика "Пираты XX века" с почти 90 млн зрителей, и говорить не приходится…А между тем "Я шагаю по Москве" заслуженно считается одной из самых популярных картин в истории отечественного кино - и даже несмотря на это мало кто обращает внимания на один важнейший для режиссёра мотив, который бы отражён в фильме.
Воздушный, светлый, лёгкий фильм - но самое главное остаётся под землёйОбщеизвестный, ставший уже хрестоматийным для истории советского/русского кино факт - сценарий "Я шагаю по Москве" родился из одной сцены, по сути, из одной "картинки" в воображении сценариста Геннадия Шпаликова. Эта сцена и стала эстетической и эмоциональной визитной карточкой фильма, недаром её поместили на афишу ленты: летний дождь, под которым гуляет девушка, а за ней едет велосипедист с зонтом в руке.
Собственно, из этого эпизода и развернулась история о молодых москвичах и гостях столицы, символизирующих собой созидательную энергию нового, послевоенного поколения русских людей. Поэтому и репутация у "Я шагаю по Москве" лёгкая, воздушная, солнечная и оптимистическая.
А ведь при этом Георгий Данелия на протяжении всего фильма помещает ключевые моменты повествования не куда-нибудь, а под землю, в Московский метрополитен.
После стартовой сцены в аэропорту зритель попадает именно в метро, где строители прокладывают новые тоннели и строят новые станции. Именно метростроевцем является Колька - один из главных персонажей фильма в исполнении совсем ещё юного Никиты Михалкова. Да и его встреча с другим главным героем, прилетевшем в Москву из Сибири начинающим писателем Володей, происходит в вагоне метро.
Не забудем ещё и о том, что в метро фильм и заканчивается - трио главных персонажей расстаётся на станции "Университет", Володя и девушка Алёна разъезжаются в разные стороны, а Колька, исполняя песню "А я иду, шагаю по Москве", поднимается по эскалатору к выходу.
Переулок - вымышленный, станция метро - не та…Чего же тут странного может показаться на первый взгляд? В 60-е годы Москва - это бурно развивающийся мегаполис, и метро становится естественной частью жизни горожан и приезжих. Где же ещё им встречаться и расставаться, как не на станциях и не в вагонах метро?
Вроде бы всё так, но есть определённые странности. Так, когда Колька и Володя встречаются в вагоне, гость из Сибири пытается узнать у пассажиров, как ему добраться до Строительного переулка. Вопрос не из простых, если учитывать, что такого переулка в столице и не было (были Строительная улица и Строительный проезд). Тут же окружающие предлагают герою разные варианты маршрута, но персонаж Никиты Михалкова оказывается самым убедительным и уговаривает Володю, что тому нужно выходить на станции "Кировская" (ныне - "Чистые пруды"), там и будет искомый Строительный переулок.
А учитывая то, что роль несуществующего Строительного переулка "сыграл" реальный Кривоарбатский переулок, гораздо логичнее было бы упоминание ближайших к нему станций "Смоленская" или "Арбатская".
Почему же режиссёр отправил героев именно на "Кировскую"?
Данелия снял фильм о себе?Для ответа на этот вопрос нужно внимательнее присмотреться к тому, на что раньше не обращали внимания, к биографии Георгий Данелии. И выяснить, что станция "Кировская", она же позднее "Чистые пруды", является, по сути, первым осознанным детским воспоминанием режиссёра.
Родился Данелия в Тбилиси в 1930 году, но в 1932 году его отца, инженера Николая Дмитриевича, направили в Москву для участия в строительстве метрополитена. И именно станция "Кировская" стала тем объектом, на котором работал инженер. С 1932 по 1938 годы его семья, включая маленького сына Георгия, жила в бараке возле станции. Поэтому нет ничего удивительного в том, что режиссёр, снимая фильм о Москве, отразил в ней собственные воспоминания и личные ассоциации.
Так что, конечно, сценарий "Я шагаю по Москве" принадлежит Геннадию Шпаликову, но вот наполнение его эмоциями и смыслами принадлежит Данелии. И тема метро является для фактически выросшего нём сына инженера-метростроевца ключевой.
С метро фактически начинается повествование. К строительству метрополитена причастен один из главных героев. В вагоне метро завязывается ключевое знакомство. Судьбоносный для одного из персонажей адрес, пусть и вымышленный (в Строительном переулке живёт маститый писатель, у которого Володя хочет спросить совета по поводу своего литературного будущего), отсылает к родной для автора "Кировской" станции. Открытый финал (расставание героев, будущая встреча которых предполагается, но остаётся под вопросом) тоже разворачивается в метро…
Совпадение? Да тут и думать нечего - конечно, нет… Так что Данелия создал лирическую комедию, но одновременно с этим он снял автобиографический фильм.
Свежие комментарии