Евросоюз утвердил 18-й пакет санкций против России, который включает ряд жёстких мер, направленных на российскую нефтегазовую отрасль.
Евросоюз утвердил 18-й пакет санкций против России, который включает ряд жестких мер, направленных на российскую нефтегазовую отрасль. Как заявила верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кая Каллас, этот пакет стал одним из самых жестких на сегодняшний день.
Однако эксперты выражают сомнения в эффективности этих мер, указывая на сложности с их контролем, сообщает forbes.ru.Согласно пресс-релизу Совета ЕС, новый пакет санкций включает "динамическое снижение" потолка цен на российскую нефть с текущих $60 до $47,6 за баррель. Этот потолок будет корректироваться каждые полгода, чтобы цена на российскую нефть оставалась ниже мировой на 15%.
Кроме того, ЕС вводит санкции против 105 судов, относимых к российскому "теневому" флоту. В результате число танкеров, которым будет запрещен заход в порты ЕС, достигнет 444.
Также вводится запрет на импорт нефтепродуктов, произведенных из российской нефти и поступающих из третьих стран, за исключением Канады, Норвегии, Швейцарии, Великобритании и США. Это должно предотвратить проникновение российской нефти на рынок ЕС через обходные пути.
Полномасштабные санкции, включая замораживание активов и запреты на поездки, также будут применены к российским и международным компаниям, управляющим судами "теневого флота", а также к трейдерам, занимающимся торговлей российской нефтью. В частности, под санкции попадает нефтеперерабатывающий завод "Вадинар" в Индии, где основным акционером является "Роснефть".
Кроме того, вводится полный запрет на операции с газопроводами "Северный поток – 1" и "Северный поток – 2", что затруднит их эксплуатацию и техническое обслуживание.
Также отменяются льготы на импорт нефти из России в Чехию, которая достигла независимости от российской нефти благодаря расширению мощностей Трансальпийского нефтепровода.Тем не менее, эксперты скептически оценивают новый пакет санкций. Максим Шевыренков, руководитель центра анализа сырьевых рынков Института энергетики и финансов, отметил, что отсутствие поддержки США ставит под сомнение эффективность этих мер. Станислав Митрахович, эксперт Финансового университета, добавил, что без поддержки США изменения в потолке цен на нефть будут иметь ограниченное значение. Некоторые судовладельцы могут испугаться и отказаться от перевозок российской нефти, но другие продолжат обходить санкции, используя "теневой флот".По мнению Шевыренкова из Института энергетики и финансов (ИЭФ), возникают вопросы относительно ценового потолка.
Утверждается, что он будет снижен до $47,6 за баррель, что неприятно для российских экспортеров, но принципиально не меняет ситуацию с экспортными потоками,
– говорит он.Генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов Open Oil Market Сергей Терешкин считает, что большинство новых санкционных мер будет сложно контролировать. Терешин отметил, что "санкции против "теневого флота" и запрет на импорт нефтепродуктов из стран, перерабатывающих российскую нефть, трудно поддаются мониторингу. Поэтому эффект этих мер при всей их внешней грозности не окажет серьезного сдерживающего воздействия".
Частичное ограничение на ввоз нефтепродуктов, особенно дизеля, может привести к перенаправлению поставок из Индии в Великобританию, а затем в континентальную Европу, считает Шевыренков. Доказать, что нефтепродукты, произведенные в Индии или Турции, были переработаны из российской нефти, будет сложно, поскольку заводы в этих странах не указывают в отчетности источник сырья, и вряд ли кто-то будет углубляться в эти детали, добавляет Митрахович из Финансового университета. Санкции против НПЗ "Вадинар", по его мнению, также вряд ли окажут значительное влияние.
Это крупный завод, и после введения санкций либо поставки в Европу действительно прекратятся, либо найдутся посредники, например, в арабских странах, и нефтепродукты будут поступать в Европу под видом арабских. Либо они найдут покупателей в других регионах мира,
– отметил Митрахович.
Что касается запрета на использование газопроводов "Северный поток – 1" и "Северный поток – 2", то, по мнению Терешкина, это не изменит ситуацию, так как эти трубопроводы не используются для поставок в Европу после диверсии в сентябре 2022 года, и "Газпром" не понесет убытков. Санкции против "Северных потоков" скорее представляют собой политическую декларацию, поскольку эти трубопроводы были выгодны в первую очередь Германии, которая планировала развивать свой газовый хаб, а не России, добавляет Шевыренков.
Митрахович напоминает, что у ЕС есть план отказаться от российского газа к концу 2028 года и дорожная карта для его реализации. Он отметил, что "дополнительные меры против "Северных потоков" свидетельствуют о страхе европейской бюрократии, что в случае нахождения компромисса между Россией и США по Украине или изменения руководства в некоторых европейских странах, планы могут измениться. Поэтому нынешние европейские чиновники пытаются создать юридические преграды, чтобы, не дай бог, не перезапустить "Северные потоки"".
Свежие комментарии