На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Царьград

6 815 подписчиков

Поездки в Эмираты на пожертвования родителей: Почему бесполезно бороться со школьными поборами

В сфере образования – очередной скандал. Впрочем, на вполне привычную, и даже порядком набившую оскомину тему под названием «школьные поборы», которые, как всем давно известно, незаконны.

И, тем не менее, происходят регулярно.

На этот раз – в Казани. Там руководство элитных, но всё же государственных общеобразовательных учреждений на деньги, собранные родителями, устраивало корпоративные поездки в Объединенные Арабские Эмираты.

Деньги собирают родительские комитеты – как бы добровольно

Да, действительно, история с вымогательством с родителей учеников денег в школах и детсадах столь же стара, как и само отечественное образование. И не сказать, что государство не пытается с этим бороться: существуют и письма от Минобрнауки РФ, запрещающие такие поборы, и закон «Об образовании», регламентирующий в том числе финансовое обеспечение учебных заведений.

Да только всё это на выходе получается практически бесполезным.

Мы давно привыкли к тому, что образование в нашей стране пребывает в печальном состоянии: зарплаты учителей остаются низкими (в среднем – 34 тысячи рублей, в региональных центрах, разумеется, повыше), а появление качественного ремонта и учебного оборудования становится настоящим праздником.

Но понятно, хочется, чтобы дети учились в нормальных условиях и – в безопасности. И как тут не скинуться, например, на металлопластиковые окна, обучающие планшеты ученикам, подарки педагогам или охрану и уборщиц?

При этом прямых указаний от самих классных руководителей или завучей с директорами, как правило, не поступает. Зачем? Эти функции на себя взяли родительские комитеты, а всё общение между родителями происходит в классных чатах. Там, собственно, и собирают средства на школьные нужды.

«На питание ребёнка принести: капусту, картофель, морковь»

Я примерно понимала, что придется доплачивать за учебу, когда отдавала сына в первый класс, но спустя несколько месяцев была просто в ужасе, – рассказала Царьграду на условиях анонимности москвичка Ирина. – Сначала вроде было ещё терпимо – платная продленка, несколько кружков и питание – завтраки, обеды и полдники: я одна воспитываю ребенка, весь день на работе, забираю только вечером. Выходило тысяч 15. Но потом началось вообще безумие какое-то.

Сначала, по её словам, собрали деньги на шторы, потом на оформление класса, затем – в «фонд класса», далее сказали, что нужно приобрести другие учебники, поскольку программа отличается.

«Ещё – кресло на день рождения директора, День учителя (не только нашему почему-то, а всему коллективу), ещё что-то, – продолжает женщина. – И вышло около 40 тысяч! Утешили, правда, что это, мол, разовое, дальше будет полегче. Но я начала «выступать» в нашем родительском чате, и на меня обрушились с издевательствами все остальные – мол, ну что делать, раз вы бедные такие, то поможем. И что делать? Переводить ребенка в другую школу? Но наша близко к дому находится, и учительница сама по себе хорошая».

Единичный случай? Нет. Такое происходит повсеместно. И периодически случаются скандалы.

Допустим, по поводу оплаты уже упоминавшейся охраны или уборки помещений. Казалось бы – что там тех ста рублей с ученика на оплату вахтера? Лишь бы безопасность была обеспечена! Между тем, в статье 41 федерального закона «Об образовании», которая называется «Охрана здоровья обучающихся», прописано (п. 1.8), что это – обязанность учебного заведения. И деньги оно должно получать на соответствующее обеспечение из бюджета.

Там же, кстати, говорится и о питании, и о санитарно-гигиеническом содержании школ и садиков. А обязанность предоставления учебных тетрадей и учебников закреплена в статье 35-й того же нормативного акта.

Фото: Komsomolskaya Pravda / Globallookpress

У тех, кто организует сборы, впрочем, есть своя позиция – естественно, отличная от той, что высказывает мама столичного первоклассника Ирина.

«Никто не заставляет скидываться, это дело добровольное, – утверждает председатель одного родительского комитета. – С малоимущих мы не требуем ничего. Но у школ денег не хватает, чтобы за всё платить! А некоторые мамаши так вообще с ума сходят: вот, организовали экскурсию, нужно было сброситься по 400 рублей. Разве большие деньги? Одна отказалась – и настрочила заявление в прокуратуру! В итоге у всех были проблемы».

А возникают ситуации из разряда анекдотических: по интернету гуляет бумажка, в которой родителям одной из сельских школ предлагается принести «для питания ребенка в школе» 50 кг картофеля, 6 кг капусты, 3 кг моркови и так далее, по списку. Варианты ответа: согласен/не согласен. Чем будут питаться те ученики, чьи родители оказались «жмотами», не указывается.

В Красноярском крае родители «восстали», когда их заставили покупать пластиковые карточки-пропуска для учеников для прохождения через турникет охраны – прокуратура выясняла, кто там прав, кто виноват.

«Нищебродам в школе не место!»

Резкое выражение «жмоты», к слову, – вовсе не фигура речи. Помните скандал с второклассницей Миланой из Новосибирска, которая не принесла деньги на классное чаепитие, из-за чего ребенка одна из родительниц заставила уйти от общего стола со словами «отдельно свои кексы ешь»?

Причина-то была вовсе не в том, что жалко было денег: девочка из вполне приличной, нормально обеспеченной семьи, отнюдь не маргинальной. Просто мама Миланы лежала в больнице, и ребенку дали кексики и чай с собой, вот и всё.

Как только история стала тиражироваться в федеральных СМИ, в школе провели проверку, после чего там решили не проводить подобные посиделки. На Милану стали не только косо смотреть во всём учебном заведении («Всё из-за тебя!»), но один мальчик её даже избил!

Деньги на вечеринки собирали и раньше, и в советское время, но чаще просто приносили с собой, кто на что горазд, и дети гордились тем, что они сами приготовили какую-то вкуснятину, – объясняет психолог Татьяна Лимонова. – Но дело, в общем-то, не в этом конкретном случае, хоть он и очень показательный. Часто информация о том, что родители Пети или Тани не скинулись на что-то, озвученная родителями из чатов другим одноклассникам, превращается в настоящую травлю.

Детей делят на «бедных» и «богатых», «вредин» и «нормальных». И те, «обделенные», приходят домой и начинают рассказывать родителям, что их обзывают «нищебродами». Здесь уже нет возрастных отличий: такое практикуется и в младших классах, и в средних, а уж если в старших – то вообще кошмар.

«Подростковая психика неустойчива, и любое унижение может иметь катастрофичные последствия, – предупреждает эксперт Царьграда. – Но тем, кто как бы случайно, в беседе за ужином, «сливает» своим чадам свое недовольство «прижимистыми» родителями Тани и Пети, на это наплевать, они используют манипуляцию, понимая, что их ребенок придет в класс, расскажет об этом остальным, те пристыдят «провинившегося», и тот заставит свою маму или папу раскошелиться, чтобы не стать изгоем».

Есть коррупционная система. Но с ней пытаются бороться полумерами

Впрочем, и здесь – ещё далеко не всё. Мы не зря говорим, что поборы превратились в систему: практически легализованную, на которую крайне редко можно повлиять. И то – лишь в отдельных случаях.

Посмотрим на инцидент в Казани с полетом руководящего состава учебного заведения на зарубежный курорт немного под иным углом. Где всё произошло? В престижном лицее. А кто там, в основной массе, учится? Правильно – дети вполне обеспеченных родителей, занимающих, зачастую, серьезное положение в бизнесе, власти и политике. Следовательно, у них есть связи, с помощью которых можно решить самые разные вопросы. А почему тогда они не сделали этого, отчего инцидент вылился в публичную сферу? Никто не захотел сгладить конфликтный момент? Или просто иные директора реально «оборзели» настолько, что это вывело из себя даже самых терпеливых и богатых?

Фото: Petr Bonek / Shutterstock.com

За два года родители одной из таких школ перечислили целых 50 млн (!) рублей в виде добровольных пожертвований!

Да еще и неприятные факты были озвучены не кем-нибудь, а прокурором Татарстана на заседании региональной комиссии по координации работы по противодействию коррупции, проходившей под председательством главы республики Рустама Минниханова.

«Руководители ряда образовательных организаций превратили школы в бизнес-центры по выколачиванию средств с родителей учащихся, – сообщил прокурор Илдус Нафиков. – Деньги собираются в весьма значительных размерах».

И вот в качестве примеров он и привел те самые престижные в Казани гимназию №19 и лицей №35. По его словам, администрация обоих учреждений образования начисляла себе премии за счет поборов с родителей, оплачивала себе мобильную связь и организовала те самые «корпоративные выезды в ОАЭ».

Мэр Казани, кстати, попытался защитить – мол, на поездки скидывались не только родители, но и сами учителя. Однако теперь и в гимназии, и в лицее, и в других, попавших в «черный список», школах предстоят, вероятно, крутые разбирательства.

Но прекратятся ли поборы – и там, где, возможно, будут приняты кадровые решения, и во всех остальных российских школах и садиках?

Пожалуй, нет. Потому что система родительских взносов есть (во многих заведениях даже имеется строка для банковской оплаты, легальные «Пожертвования»), а реального противодействия ей – нет. Просто потому, что в законодательном плане речь идет о слабых полумерах и, по сути, имитации борьбы с тем, что по большому счету является коррупцией.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх