
Министерство внутренних дел РФ предложило ввести реестровую модель для организации привлечения трудовых мигрантов. В соответствии с представленной концепцией иностранные работники будут прибывать в страну по заявкам работодателей после прохождения необходимых проверок на родине. Привлекать рабочую силу из-за рубежа предполагается лишь при отсутствии соискателей из числа россиян.
Оценку потребности в рабочей силе возложили на Минтруд, а создание механизма организованного набора трудовых мигрантов — на МВД. Член генсовета «Деловой России», генеральный директор петербургской группы компаний «Далпорт», член ФПС партии «Новые люди», экономист Олег Николаев изложил доводы против описываемой бюрократической схемы и пояснил возможные последствия для экономики.«Схема, как она видится авторам, такая: МВД, Минтруд и Роструд опрашивают работодателей, сколько работников каких специальностей им нужно. Результаты опроса, видимо, служат базой для работы с властями иностранных государств — набор-то организованный. В результате там, в иностранных государствах, заранее формируется некий резерв нетерпеливых и трудолюбивых работников, которые ждут, когда им наконец разрешат въезд в Россию. Но разрешат им не просто так, а тогда, когда их, именно их, забронирует некий российский работодатель. При этом орган занятости, куда он подает заявку, сначала должен убедиться, что на эти рабочие места не претендуют россияне. Ну и стало быть, когда все звезды, наконец, сойдутся, некий чиновник запишет имена мигрантов в реестр и откроет перед ними шлагбаум», — пояснил он.
В ходе обсуждения Николаев сослался на высказывание замначальника службы по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан МВД Кирилла Адзинова на заседании комиссии Госсовета: «Текущее состояние миграции способствует уклонению иностранцев от уплаты налогов, утечке в страну их исхода значительных финансовых ресурсов в связи с приобретением ими валютных средств.
Кроме того, растущий дисбаланс между коренным населением и приезжими приводит к жестким столкновениям на конфессиональной почве, вытеснению приезжими жителей страны пребывания в определенной сфере экономики, растущей за счет мигрантов нагрузке на социальную инфраструктуру образования и здравоохранения, а также к концентрации лиц одной национальности и образованию неконтролируемых этнических анклавов».Николаев также обратил внимание на фрагмент о приобретении мигрантами валюты и прокомментировал практические аспекты миграционных переводов: «Вообще-то, если мы хотим, чтобы семьи мигрантов оставались на родине, то логично, что приезжающие мужчины или женщины должны им туда отправлять заработанные деньги. Иначе в чем смысл приезда? Но это ладно. Может, в МВД на этот счет еще и какие‑то новые финансовые правила заготовлены, кто знает».
Экономист указал на расхождение между оценками работодателей и позицией представителей правоохранительных органов. По его словам, работодатели регулярно фиксируют недостаток рабочей силы, тогда как в МВД указывают на вытеснение местных работников в отдельных секторах экономики. «Спроси любого работодателя — он скажет: "Некому работать". Спроси функционера МВД — он скажет: "Приезжие вытесняют местных в определенной сфере экономики". Ах, если бы хоть кто‑то показал нам тех местных, вытесняемых со складов и строек…» — отметил он.
В числе мер по противодействию этнической преступности, по информации обсуждения, предлагается внедрение цифровой идентификации мигрантов. По мнению Николаева, совмещение задач набора рабочей силы и контроля за безопасностью посредством одного механизма вызывает сомнения относительно эффективности подхода: «У нас же не пытаются, например, возложить на одно и то же ведомство задачи наполнения авторынка и контроля за безопасностью движения? Конечно, нет. А зачем делать то же самое на рынке трудовой силы?» — задает он вопрос.
Николаев констатировал, что предложенная МВД бюрократическая конструкция, по его оценке, не упростит процессы найма и может изменить распределение управленческих функций в сфере трудоустройства. «Нарисованная МВД бюрократическая конструкция никому не поможет и ничего не облегчит. Разве что придаст намного больше веса человеку в погонах, который будет разруливать вопросы трудоустройства в любой мелкой ООО‑шке. Но разве сейчас экономике нужно именно это?» — заключил он.
Ключевые слова: реестровая модель, трудовые мигранты, Министерство внутренних дел, Минтруд, организованный набор, реестр работников, миграционная политика, цифровой ID мигрантов, экономика труда.
Свежие комментарии