На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Царьград

7 130 подписчиков

Свежие комментарии

  • людмила макарова
    Ну, ну... попробуйтеНовая спецопераци...
  • Сергей Туренко
    Тогда будет подписывать кто-то из свинарника капитуляцию и не меньше. Полная денацификация и демилитаризация. Бандеро...Зеленский отказал...
  • Сергей Туренко
    Это еще раз доказывает, что мигрантам нужно запретить привозить свой выводок в Россию. В противном случае депортация ..."Устала слушать":...

"Поражение — скоро": В НАТО собираются обнулить "Орешник" и другие передовые разработки России

Армию России в данный момент победить на поле боя практически невозможно — таковы распространённые оценки на Западе ввиду накопленного нами опыта реальных боевых действий и наличия передовых систем вооружений. Но паритета не будет. В НАТО собираются сделать сразу два шага вперёд и просто обнулить все русские достижения.

Ставка делается на стартапы — небольшие компании, которые каждая в своей сфере активно помогают насытить будущий фронт системами, аналогов которых у нас нет даже в проектах. О чём речь и каковы наши шансы?

Россия непобедима

В феврале 2023 года, выступая с посланием к Федеральному Собранию, Владимир Путин объявил о приостановке участия России в договоре СНВ-3, который ограничивал число готовых к использованию ядерных зарядов, развернутых межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подлодок и стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев. Путин констатировал, что это вынужденная мера сдерживания, так как западные страны намерены перевести локальный конфликт в фазу глобального противостояния.

Мы именно так всё это и понимаем и соответствующим образом будем на это реагировать, потому что в этом случае речь идёт уже именно о существовании нашей страны. Но они также не могут не отдавать себе отчёт в том, что победить Россию на поле боя невозможно,

— сказал тогда Путин.

Интересно, что на Западе с начала СВО уже многократно звучали схожие оценки насчёт невозможности победить Россию на поле боя — об этом высказывались политические эксперты и военные аналитики. И в этом их убеждали большие успехи России в конфликте на Украине, в противостоянии всему прокси-потенциалу НАТО.

Практически полную непобедимость России признавал, к примеру, аналитик Washington Post Макс Бут в 2024 году, когда отмечал превосходную слаженность действий разных родов русских войск:

Они (русские. — Ред.) используют тяжёлые "планирующие бомбы", чтобы стереть с лица земли позиции ВСУ, в то время как их собственные системы радиоэлектронной борьбы глушат украинские беспилотники и ракеты за последние шесть месяцев Украина перехватила только около 46% русских ракет по сравнению с 73% за предыдущий шестимесячный период. А в апреле уровень перехвата русских ракет вообще упал до 30%.

Расхожий на Западе глобальный индекс мощи армий мира Global Firepower поставил в 2025 году армию России на второе место после американской, при этом, что любопытно, отдав России мировое лидерство по числу самоходной и буксируемой артиллерии, а также по числу РСЗО, корветов и минно-тральных сил. Да и по танкам отставание от Китая, который по этому показателю первый в мире, незначительное (5,7 тыс. у России против 6,8 тыс. у КНР).

Важно: рейтинг не учитывает мощь и эффективность вооружений, лишь их класс. К примеру, "Орешник", который может быть оснащён ядерной боевой частью и не имеет аналогов в мире (его попросту невозможно сбить ни одной современной системой ПВО), никак не отражается на рейтинге. Хотя всем очевидно, что в критической ситуации это оружие серьёзно подкрепит (если вообще не предопределит) непобедимость России при неядерном конфликте.

А как с войной будущего?

Но страны НАТО делают всё возможное, чтобы переломить ситуацию. И ответ у них вырисовывается асимметричный. Не будет гонки вооружений в привычном нам смысле слова, то есть США не станут строить больше своих гиперзвуковых ракет (которых, впрочем, у них сейчас ещё нет), чем мы. Задача — в корне поменять правила всей игры, обнулив новые русские вооружения путём смены самих методов ведения войны. О чём речь? О войне будущего, войне дронов и ИИ. Но не только это. Важную роль сыграет смена подходов к финансированию создания новейших вооружений, в том числе основанных на алгоритмах машинного обучения.

В Великобритании с 2016 года существует проект под названием Defence and Security Accelerator (DASA, "акселератор обороны и безопасности"), который позиционирует себя как "ключевой катализатор инноваций в оборонно-промышленном комплексе". Его смысл в том, что в оборонный сектор под льготные условия и с перспективой высокой доходности привлекаются небольшие стартапы, которые разрабатывают самые современные системы вооружений и алгоритмы ведения боя.

Вот лишь некоторые достижения проекта, о которых говорится в последнем отчёте:

в ВПК привлечены 461 малое и среднее предприятие; оборонные расходы Великобритании выросли на 17% за год, экспорт военной продукции подскочил почти на 70%; привлечено 174 млн фунтов стерлингов (235,2 млн долларов) в 2024 году; Минобороны Британии и НАТО заказали у британских стартапов из программы DASA компоненты для космических спутников, контроллеры физических подключений и сенсорные системы с использованием ультразвуковой технологии (пока трудно сказать, какие именно военные изделия кроются за этими формулировками).

Ключевой аспект программы — на каждый фунт, вложенный правительством Великобритании, стартапы вкладывают более 10 своих. Фактически британская казна лишь запускает процесс, а дальше рынок сам финансирует милитаризацию экономики.

Никаких солдат и самолётов

В США в 2024-2025 годах случилась своего рода тихая революция в ВПК — технологические компании оборонного сектора впервые обогнали по рыночной капитализации традиционных оружейных гигантов. Об этом ещё в прошлом октябре заявил технический директор американской технологической компании Palantir (подрядчик Пентагона) Шьям Санкар. Он опубликовал доклад под названием The Defense Reformation ("Реформирование обороны"). Один из слайдов в нём как раз и повествует о том, как Palantir уже положила на лопатки крупнейшие оборонные холдинги США.

В декабре 2024 года капитализация Palantir превышала 173,8 млрд долларов, и компания стала дороже, чем Lockheed Martin (производит истребители F-35 и системы ПРО THAAD), чем General Dynamics (производит танки Abrams и БМП Stryker), чем Northrop Grumman (производит, например, 120-мм снаряды с обеднённым ураном для танков Abrams M1A2).

А что же предлагает Palantir Пентагону вместо танков, истребителей и снарядов? Это как раз самое интересное. Palantir Technologies — это компания-разработчик ПО для американской армии, работающий с Big Data. Глава компании Алекс Карп уже заявлял, что Palantir предоставляет наибольшую часть данных для наведения оружия ВСУ.

Одно из последних ноу-хау компании — платформа искусственного интеллекта для планирования и ведения боя в режиме реального времени под названием AIP (Artificial Intelligence Platform). Эта платформа — фреймворк (набор готовых инструментов), предназначенный для интеграции больших языковых моделей в безопасные операционные среды в военных целях. В своих моделях он использует GPT-4o, что позволяет связать искусственный интеллект с большим числом оперативно-тактических данных.

Это сложное объяснение, а чиновники Пентагона в таких деталях не сильны, любят ясность и простоту. Поэтому Palantir показала, на что способна новая платформа, на примере того, как отдельным участком фронта может управлять всего-навсего один оператор. Глядя на карту, он вступает в диалог с чат-ботом (на основе ChatGPT4), заказывает у него дроны для проведения воздушной разведки, затем просит у бота атаковать определённый район, а тот, анализируя данные разведки, сам определяет, каких дронов и сколько отправить, что уничтожить на земле, и попутно ещё глушит РЭБ противника. Оператор может спокойно отправляться пить кофе.

Но и это ещё не всё. В марте 2025 года бывший глава Google Эрик Шмидт купил аэрокосмический стартап Relativity Space и сразу же стал его генеральным директором. Эта компания специализируется на производстве ракет с помощью 3D-печати. Выступая в мае этого года на Глобальной конференции Института Милкена (Milken Institute — один из ведущих "мыслительных центров" в США со штаб-квартирой в Калифорнии), Шмидт сказал:

Перевод выделенного фрагмента:

На протяжении тысячелетий у нас было стереотипное представление о том, что человек с ружьём сражается с другим человеком с ружьём, или с лошадью, или что там у него есть. Сейчас мы разрываем эту связь навсегда, потому что война будет вестись через интернет в той или иной форме, и случае с Москвой и Киевом люди просто будут пить кофе, пока будут вестись эти войны, и настоящая битва будет вестись далеко от них и посредством роботизированных элементов.

Ну а мы — просто собираем носки на фронт?

Вспомним тут и другое известное высказывание Владимира Путина:

Миром будут править те, кто выиграет гонку за технологии и знания.

И если на Западе есть DASA в Британии, DARPA (Управление перспективных исследовательских проектов Минобороны) в США, то почему у нас нет чего-то подобного? И, может быть, именно поэтому внедрение высоких технологий в оборонку у нас словно бы буксует?

Ну почему же? У нас есть ряд разработок в области, например, технологий беспилотных летательных аппаратов, а также связанных с ними различных технологических решений. Называется "народный ВПК". Это всё демонстрировалось на специальной площадке, которая была в ходе прошлогоднего форума "Армия". Плюс высокие технологии, учитывая, что они кардинально меняют ситуацию на линии боевого соприкосновения, в частности, по беспилотникам. Есть ряд, скажем, площадок, где это всё технологически рассматривается и привлекаются определённые финансовые ресурсы за счёт и грантов, и деятельности госбанков,

— отметил в беседе с Царьградом военный аналитик, главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.

По его словам, несколько десятков фирм уже получили поддержку в виде грантов или иную помощь, а ситуация стала меняться с приходом на пост министра обороны Андрея Белоусова. Он добавил, что открыты целые площадки по такому технологичному оборонному производству в Татарстане и в Москве.

Коротченко заметил, что вместо малых стартапов, как на Западе, мы имеем "сложившиеся крупные компании", которым и нужно оказывать поддержку. И вот по таким вопросам, а также по привлечению в эти компании молодых талантливых программистов, помощи им при устройстве в такие компании и необходима отдельная структура.

Должно быть госагентство, которое могло бы регулировать вот такие вопросы и решать их. Но все опять же упирается в деньги, в процедуру экспертизы. Нам надо поддерживать именно хайтек сложившийся, в том числе и частный хайтек. А он существует в области микроэлектроники, программных решений, электронной аппаратуры и так далее. Это должна быть определённая государственная политика,

— отметил он.

Что с того?

Конечно, война будущего не наступит прямо завтра. Но готовиться к ней надо уже сейчас. И не обязательно брать пример с доморощенных западных оборонных агентств, так как по сложившейся системе у русского ВПК всегда свой путь. И если грамотно подойти к вопросу, привлечь кадры и поддержать их, профинансировать разработки и устроить талантливым специалистам лифт в крупные холдинги с достойной миссией и оплатой, то как знать, не обойдём ли мы вообще на горизонте ближайших 30 лет наших заклятых друзей в сфере высоких оборонных технологий. Для этого на самом деле у нас всё есть.

Ещё больше материалов о секретных оборонных разработках — в специальном разделе Царьграда.

 

Ссылка на первоисточник
наверх