Куда пропал первый богатырь Финист отечественного кино: Как актёра Вячеслава Воскресенского, звезду 1970-х, изгнали из театра и профессии на кладбище - и это был ещё не конец драматической истории.
Актёрская профессия сложна не только тем, что артисты зависимы от соответствия тому или иному типажу и предпочтений режиссёров.
Среди актёров есть универсальные мастера, с одинаковым успехом работающие и на театральной сцене, и на съёмочной площадке – но всё-таки чаще исполнители делятся на тех, кто лучше играет в театре, и тех, кто лучше выглядит на киноэкране.Пожалуй, именно этот фактор помогает найти ответ на вопрос, куда пропал Вячеслав Воскресенский, звезда советского фильма-сказки "Финист – Ясный сокол" (1975) и любимец отечественных зрительниц.
Из провинциального театра – к всенародной славеЭто для современного поколения зрителей Финист – один из персонажей фэнтезийной франшизы, якобы основанной на русских народных сказках, "Последний богатырь". 1 января 2025 года на экраны выходит сольный фильм из этой псевдосказочной серии, где роль богатыря исполняет Кирилл Зайцев, звезда спортивного блокбастера "Движение вверх".
А вот ценители отечественного сказочного кинематографа, расцвет которого пришёлся на 1960-е – 1970-е годы, знают, что первым Финистом был артист Вячеслав Воскресенский, для которого образ пахаря-труженика, вставшего на защиту русской земли от врагов, стал дебютной работой в кино.
Как же 26-летний актёр, родившийся в Тюмени, выросший в Свердловске (ныне Екатеринбург) и за несколько лет после выпуска из театрального училища сменивший пять провинциальных театров, попал сразу на главную роль в советский "блокбастер"?
Без сомнения, решающую роль сыграло профессиональное чутьё классика отечественного кино режиссёра Александра Роу, снявшего множество выдающихся киносказок. Именно он написал сценарий и подобрал актёров, в том числе Воскресенского, для фильма "Финист – Ясный сокол". Но Роу ушёл из жизни, не успев начать съёмки – замысел мэтра воплотил его ученик Геннадий Васильев.
Пожалуй, разгадку не сложившейся актёрской судьбы Воскресенского можно найти уже в самом начале его карьеры: Вячеслав Константинович был в первую очередь актёром, фактурная внешность и героический темперамент которого в умелых режиссёрских руках давал прекрасные результаты на киноэкране. Постоянная смена театров (в среднем артист работал в одной труппе не более одного сезона) тоже свидетельствует – в наибольшей степени реализоваться Воскресенский мог именно в кино.
Но с режиссёром, который смог бы максимально раскрыть его потенциал кинозвезды (с Роу), артист поработать так и не сумел…
Кинозвезда с диагнозом "профессиональная непригодность"Впрочем, успех киносказки был настолько убедительным, а свалившаяся на Воскресенского популярность настолько огромной, что в 1976 году казалось – будущее артиста безоблачно. Но вот парадокс: после оглушительного успеха профессиональная и личная жизнь артиста покатилась под откос.
После того, как очередной спектакль с участием Воскресенского (в театре он играл преимущественно героев-любовников) раскритиковал приехавший в Свердловск московский эксперт, артиста уволили из театра с унизительной формулировкой – "профессиональная непригодность".
Правда, режиссёр театра осознал ошибку и позвал Воскресенского обратно, но тот сгоряча решил порвать с актёрской профессией. Он прошёл курсы повышения квалификации и стал работать на Свердловской киностудии в качестве директора художественных фильмов.
Но тут последовала семейная драма: первая жена Воскресенского, актриса Людмила Денисенкова (у супругов в 1970-м году родилась дочь Юлия) ушла из семьи к другому мужчине. После этого удара Воскресенский так в полной мере и не оправился...
Кладбище, разрыв с родными, одинокая старостьПравда, вскоре звезда "Финиста" женился второй раз, в 1980 году родилась дочь Нина. Однако брак быстро распался, а жизненный путь Воскресенского ушёл совсем уж в сторону от кино. На протяжении почти десяти лет бывший актёр трудился начальником отдела обслуживания Свердловского похоронного бюро, затем на некоторое время снова пришёл на киностудию, но также лишь на техническую должность.
К творчеству артист вернулся уже в середине 1990-х, когда переехал в родную Тюмень, где ухаживал за больной мамой и создал детскую театральную студию. Но после смерти матери Воскресенский не задержался в Тюмени: не задались отношения с братьями (Вячеслав Константинович был старшим из четырёх детей), которые фактически лишили его жилплощади.
После этого актёр оказался в Екатеринбурге, где у него сначала диагностировали рак горла (недуг удалось победить с помощью химиотерапии), а затем обострились проблемы с позвоночником (спину Воскресенский травмировал как раз на съёмках "Финиста – Ясного сокола"). Другого места, где бы артист смог найти приют в таком состоянии, кроме госпиталя ветеранов войн, не нашлось – и более 10 лет, вплоть до 2011 года, он фактически жил в этом учреждении.
Последняя достоверная информация о Вячеславе Воскресенском, датируется декабрём 2014 года, когда он приехал в ДНР и встретился с луганскими студентами, будущими артистами. Известно, что тремя годами ранее он переехал в Красноуральск Свердловской области, где преподавал актёрское мастерство в творческом центре.
Свежие комментарии