Недавние телефонные переговоры Владимира Путина и Дональда Трампа вновь воскресили надежды так называемой "партии позорного мира" на снятие санкций. Одним из тех, кого причисляют к этой партии, называют Алексея Мордашова — владельца не только одного из крупнейших металлургических предприятий России и мира "Северсталь", но и множества горнодобывающих активов.
Ученик Чубайса, в молодые годы каким-то чудесным образом получивший контроль над одним из ведущих предприятий бывшего Союза, видимо, хорошо выучил уроки наставника. Пока его родной город Череповец задыхается от вредных выбросов, владелец "Северстали" продолжает богатеть.Они подняли голову"Партия мира" — это совершенно особенное явление для современной действительности России в последние три года. Ведь именно от "мира" с Западом напрямую зависит благосостояние членов этой "партии", их возможность свободно перемещаться по миру, скупать недвижимость в США и Европе, учить детей за границей — словом, вести жизнь той самой компрадорской элиты по принципу "заработал на Родине, но потратил за границей".
К "партии мира", помимо известных персонажей типа Анатолия Чубайса и олигарха Романа Абрамовича, причисляют, например, владельца НЛМК Владимира Лисина, хозяина "Альфа-групп" Михаила Фридмана, председателя совета директоров ГК "Ренова" Виктора Вексельберга, экс-главу совета директоров Альфа-банка, миллиардера и гражданина Латвии Петра Авена и других толстосумов. Многие из них за последние годы заявляли о необходимости прекратить СВО, наладить отношения с Западом, а также изумлялись введению против них западных санкций. Причина таких заявлений всё та же: слишком хочется обратно в прежнюю сладкую жизнь.
Алексей Мордашов не стал тут исключением. Причём, будучи предусмотрительным менеджером, он постарался застолбить себе местечко в когорте друзей Запада с тем, чтобы избавить себя в будущем от санкционного катка. Так, ещё в 2018 году Мордашов в интервью Bloomberg в Давосе попросил избранного двумя годами ранее на свой первый президентский срок Дональда Трампа разрешить противоречия между США и Россией с тем, чтобы "жить дружно".
В 2022-м, спустя всего несколько дней (!) после начала СВО в интервью Forbes Мордашов продолжил говорить то же самое и недоумевал, почему же против него всё-таки были введены санкции:
Абсолютно не имею никакого отношения к возникновению нынешней геополитической напряжённости. Не понимаю, почему в отношении меня введены санкции,
— сказал он.
Вообще, понять беспокойство представителей "партии мира" несложно. И дело тут не только в том, что они хотят жить "как прежде" со всеми привилегиями распоряжаться собственным богатством по своему усмотрению. Нет, дело ещё и в том, что государство именно сейчас наконец встаёт на ноги, становится по-настоящему суверенным. И теперь оно может поставить вопросы, например, о пересмотре приватизации. И тогда всё — активы отберут.
Основным же таким активом Алексея Мордашова является "Северсталь" с его "ядром" — Череповецким металлургическим комбинатом (ЧМК).
История одной "прихватизации"59-летний Мордашов — сам уроженец Череповца, его отец был инженером знаменитого на всю страну Череповецкого металлургического комбината, мать трудилась там же в отделе по поставкам оборудования.
После школы Алексей поступил в Ленинградский инженерно-экономический институт, где одним из его преподавателей был Анатолий Чубайс. В 1988-м, когда Мордашов вернулся в Череповец и пошёл работать старшим экономистом цеха на ЧМК, он сумел так понравиться руководству предприятия своей предприимчивостью, что его даже направили на стажировку в Австрию — небывалая честь и предмет гордости по тем временам.
А дальше было ещё интереснее. В 1990-м, по словам тогдашнего директора завода Юрия Липухина, Мордашов удивил его своими передовыми идеями по реорганизации производства, и уже в 1992-м его назначили директором по финансам и экономике. А год спустя началась приватизация, ЧМК стал "Северсталью" — и понеслось.
Мордашов создал специальную компанию "Северсталь-инвест", в которой 76% владел он сам, а 24% - комбинат (по закону о приватизации в ней не могли участвовать компании с долей государства выше 25%). Что же касается самой "Северстали", то 51% её акций был распределён между сотрудниками, а ещё 29% выставлены на чековый аукцион, так что команде Липухина предстояло выкупить их на все доступные деньги. И где их взять?
Тогда созрел "гениальный план". Комбинат отпускал "Северсталь-инвесту" продукцию по заниженным ценам, а компания Мордашова уже продавала её трейдерам с наценкой. Денег платить сотрудникам зарплаты почти не было, зато можно было убедить рабочих выгодно продать свои ваучеры. И продавали: денег не было, а жить на что-то нужно. Собственно, на скупку ваучеров и пошли вырученные от "сделки" со сталью деньги. В интервью Forbes Липухин вспоминал:
Практически я торговал сам с собой. Цены я мог устанавливать любые, понимаете? Я, конечно, видел, что это чистейшая… что это фиктивная работа, не совсем правильная коммерция. Однако я контролировал действия этой фирмы, обеспечивал её товаром и кредитами, защищал от всех контролирующих организаций, от налоговой инспекции, министерств, валютного контроля.
К потоку денег от бросовой продажи стали добавились и кредиты, выданные "Северсталь-инвесту" Липухиным. В итоге денег стало так много, что во время чекового аукциона череповчане в лице Морадшова и команды удивили москвичей, уже пытавшихся прибрать к рукам ЧМК, и предприятие перешло под контроль Мордашова и Липухина.
Далее — как по нотам. В 1996 году Мордашов стал гендиректором "Северстали", а Липухин занял пост председателя совета директоров. Затем молодой управленец фактически встал у руля компании: у "Северсталь-инвеста" был тогда уже пакет в 43% акций "Северстали". Мордашов создал фирму "Северсталь-гарант", куда и перевёл этот пакет и предложил уже немолодому Липухину 49% от новой компании, оставив за собой контроль — 51%. Тот не возражал:
Алексей получил комбинат на тарелочке с голубой каёмочкой. Завод я ему попросту отдал и отошёл на второй план,
— вспоминал потом Липухин, который, кстати, в 1997 году даже стал крёстным отцом Мордашова.
И, наконец, в 1998-м произошёл обвал рубля, за счёт чего "Северсталь" получила рекордную рублёвую выручку, торговала ведь в долларах. Чистая прибыль выросла более чем в четыре раза — до 453 млн долларов (в 2000-м). Липухин настаивал, что "Северсталь" должна реорганизоваться, вложить деньги в саму себя, улучшить экологию. Но Мордашов оказался против. Он стал создавать многоотраслевой холдинг, который впоследствии был назван "Северсталь-групп". Этот холдинг стал скупать разные активы: акции угольных разрезов, завод УАЗ, ж/д вагоны, Коломенский тепловозный завод, а также доли в Санкт-Петербургском, Туапсинском и Восточном портах. А в 1999 году Липухин остался у разбитого корыта:
Весной 1999 года он (Мордашов) самовольно, без моего ведома, выкупил на себя 17% акций, которые принадлежали "Северсталь-инвесту". Я к нему подошёл и сказал: Алёша, так действовать нельзя. Его ответ был предельно коротким: об этом нигде не написано.
Так Мордашов фактически полностью забрал "Северсталь", "Северсталь-инвест" и "Северсталь-групп".
Богатые не плачут — плачут бедныеАлексей Мордашов сегодня — завсегдатай рейтингов миллиардеров, где неизменно занимает лидирующие позиции. В рейтинге Forbes "125 миллиардеров России — 2024" он расположился на четвёртой строчке с состоянием в 25,5 млрд долларов.
Ему также принадлежат, например, туроператор TUI AG, энергомашиностроительная компания "Силовые машины", золотодобывающая компания Nordgold, а также продуктовый ретейлер "Лента". А помимо прочего — недвижимость за границей и, конечно, яхты, непременный атрибут отечественных олигархов.
Но знают Мордашова не только по активам, но и по претензиям к нему очень со многих сторон. В 2016-м в Воркуте произошла жуткая авария на принадлежащей Мордашову шахте "Северная". Тогда на глубине 780 метров произошёл внезапный выброс метана, что повлекло два взрыва, обрушение породы и пожар. Под землёй работали 111 человек, из которых удалось вывести на поверхность 81 горняка. 26 человек ещё оставались в шахте.
Чтобы остановить продолжающийся на глубине пожар, необходимо было затопить шахту. Но как быть с людьми? В компании "Воркутауголь" (актив "Северстали") посетовали, что заливать штреки водой нельзя, пока суд не признает людей в шахте погибшими. Собственно, так оно и произошло — и на глубину пустили воду.
А перед этим с родственниками 26 оставшихся в шахте шахтёров встретились Мордашов и вице-премьер Аркадий Дворкович, который возглавил комиссию по оказанию помощи пострадавшим и семьям погибших. Стенограмма встречи затем была опубликована ныне закрытым ресурсом Medialeaks, но копия по-прежнему доступна в веб-архиве.
Родственники шахтёров требовали от "начальника начальников" шахты Мордашова и вице-премьера Дворковича сделать всё возможное, чтобы поднять оставшихся в штреках людей. Но те лишь объясняли, что не владеют всей информацией, что, дескать, происходят взрывы, идёт пожар и так далее. Апофеозом стало вот такое — сказанное, как утверждал ресурс, Мордашовым (пусть и не подряд в одном предложении):
Я не буду извиняться перед вами за какие-то… (неразборчиво) "наезды", как вы сейчас озвучили… Мы ценим, что люди работают на нас, но мы рассчитываем, что люди ценят и свои рабочие места.
К "Северстали" также были и есть вопросы по экологической части. Её обвиняли в том, что она буквально уничтожает атмосферу и природу родного для себя Череповца и Вологодской области. Так, с 2015 года компанию многократно проверяли и из 239 проверок в 131 случае были выявлены нарушения. Большинство из них — использование ненормативных и вредных для человека и окружающей среды строительных материалов, а также нарушения в области ведения документации в сфере трудовых отношений и документооборота.
В феврале 2025 года активист Юрий Борисов опубликовал результаты экспертиз отбора проб атмосферного воздуха в Череповце. Результаты оказались шокирующими. К примеру, нормативы ПДК (предельно допустимой концентрации) по ряду веществ были превышены в разы: по формальдегиду — до 2,16 раза, фенолу — до 40 раз, сероуглероду — до 3,5 раза.
Экспертиза также установила, что среднесуточные ПДК превышены хрому были превышены до 2,7 раза, диоксиду серы — до 1,8 раза, бензолу — до 4,5 раза, формальдегиду — до 5 раз, фенолу — до 16,7 раза. К тому же ПДК по керосину было превышено даже не в разы и не в десятки раз, а более чем в сотню – в 125 раз.
Борисов не только напрямую обвинил "Северсталь" в этих выбросах, но также и в намеренной подтасовке измерений, дабы скрыть истинное положение дел.
В период с 15:00 20.01.2025 до 15:00 21.01.2025 в городе объявлялись неблагоприятные метеорологические условия (НМУ) 1-й степени… Однако, согласно данным публичного экомониторинга ПАО "Северсталь", показатели выглядят иначе: пост в районе стадиона "Металлург" (200 м от поста № 2 ФГБУ "Северное УГМС") — уровень оксида углерода от 0,1 до 0,6 ПДК; пост в районе аквапарка "Радужный" (750 м от поста № 7 ФГБУ "Северное УГМС") — уровень сероводорода от 0,06 до 0,5 ПДК. Расхождения очевидны,
— отметил депутат.
Как тут не вспомнить крёстного Мордашова – Юрия Липухина, который, ещё будучи совладельцем "Северстали", пытался убедить Мордашова вкладывать сверхприбыли в экологию, в развитие региона. Но Мордашов был иного мнения — и вот последствия.
А где же деньги?Если брать период за последние 10 лет, то с 2015 года выручка и чистая прибыль "Северстали" только росли, причём серьёзными темпами. Так, если выручка компании в 2015 году была на уровне в 278,6 млрд рублей, то в 2021-м уже достигла 770,3 млрд, а в 2024-м — 829,8 млрд рублей.
"Северсталь" до 2022-го, как ни странно, совершенно точно нельзя было назвать русской компанией. Странно, потому что ЧМК находится в Череповце, разрабатывает недра России, им владеет гражданин России (по паспорту), а на предприятии трудятся жители региона. Но — нет.
До 2022 года почти 80% акционерного капитала "Северстали" было структурировано через кипрские офшоры, о чём ещё в середине 2010-х без умолку трубила деловая пресса. Мордашов владел "Северсталью" через некое ООО "Капитал", которому как раз и принадлежали кипрские офшоры.
На 21 марта 2016 г. гендиректором "Капитала" является Алексей Мордашов, ему принадлежат 99,99% акций компании. Через "Капитал" Мордашов контролирует около 79% акций "Северстали": "Капитал" осуществляет косвенный контроль над пятью офшорами на Кипре, непосредственно владеющими примерно 76% акций "Северстали",
— писали "Ведомости" в 2016 году.
Приводился и список этих офшоров. Это компании Loranel Ltd, Rayglow Ltd, Astroshine Ltd, Pearlgreen Ltd и Unifirm Ltd. Более того, такую практику Мордашов проводил и ранее — ещё в 2006 году "Северсталь" сообщила, что 39,2% компании отошли в кипрский офшор Frontdeal.
Наконец, именно офшорное владение компанией стало причиной иска к "Северстали" со стороны Федеральной налоговой службы (ФНС) — по обвинению в уклонении от уплаты налогов. В октябре 2016 года Арбитражный суд Москвы постановил взыскать с компании 1 млрд рублей за офшорные происки её владельца. В иске, кстати, фигурировала и сумма выплаченных в 2011 году дивидендов в адрес этих кипрских компаний — 7 млрд рублей.
Поскольку кипрские офшоры являлись держателями крупных пакетов акций компании, то им причитались сообразные дивиденды. Как мы помним, через Кипр Мордашов контролировал до 80% компании, а это значит, что 80% всех дивидендов уходили именно туда.
Согласно данным годовых отчётов "Северстали" за 2015-й, 2016-й, 2017-й, 2018-й, 2019-й, 2020-й и 2021 годы, суммы эти огромны. Обратим внимание и на ещё один важный момент. Мордашов в "Северстали", для того чтобы канал вывода денег работал безотказно, установил правило: весь свободный денежный поток нужно выводить в качестве дивидендов. Не жертвовать Череповцу, нет. Не строить больницы или закупать более экологичное оборудование, нет. Всё — в офшоры. Все 100%.
В соответствии с принципом вознаграждения акционеров "Северсталь" стремится выплачивать дивиденды в размере 100% квартального свободного денежного потока,
— говорилось о годовом отчёте за 2017 год.
И вот в 2017 году акционерам было выплачено 1,5 млрд долларов США.
Из этого же отчёта несложно проследить и дивиденды за 2015-2016 годы, которые были равны свободному денежному потоку (СДП) за период. В 2015-м — 1,5 млрд долларов, в 2016-м — 1 млрд.
Далее, в 2018-м дивиденды составили свыше 1,8 млрд долларов.
В 2019-м — 1,6 млрд долларов, в 2020-м — 1,2 млрд, в 2021-м — аж 2,9 млрд долларов США. Итого с 2015-го по 2021-й — порядка 11,5 млрд долларов. Изъять такую сумму из России и направить её фактически в свой же карман через офшоры — это ещё умудриться нужно. Но что сделано, то сделано. И опять же — лишь в 2015-2021 годах.
Неудобные вопросы продолжаютсяВпрочем, деньги можно зарабатывать на всём. Так, по данным Bloomberg, г-н Мордашов занял вторую строчку в рейтинге "российских миллиардеров", наиболее сильно разбогатевших на оборонных контрактах во время СВО, заработав 148 млрд рублей.
Мы понимаем, что как у гиганта металлургической промышленности России, у "Северстали" и её главы Мордашова не было особых шансов отказаться от гособоронзаказа. Да и не враг он себе, чтобы выбрасывать деньги, которые уже плывут в руки. Заботу об СВО поэтому следует рассматривать не в контексте госконтрактов, а в контексте того, что, собственно, "Северсталь" и Мордашов сделали для СВО в рамках такого понятия как ответственность бизнеса?
Шли ли от Мордашова или "Северстали" какие-то поставки на фронт? Помогала ли компания хотя бы своим, вологодским бойцам и мобилизованным? Может быть, были выделения каких-то гуманитарных средств? Таких данных обнаружить не удалось. Единственное, что получилось найти в заявлениях "Северстали", — предоставление 700 тыс. рублей на спортивный инвентарь для инвалидов, включая ветеранов СВО. И, собственно, всё.
Что это — банальная жадность? Или "только бизнес, и ничего личного"? Ведь сверхприбыли компании — это не только история про офшоры (зафиксированная судом, кстати), но и незаконное обогащение за счёт завышения цен на внутреннем рынке (это уже зафиксировано Федеральной антимонопольной службой).
В 2021 году она доказала, что компания завышает цены на внутреннем рынке с целью незаконного обогащения.
Компании Мордашова в итоге выписали штраф в 8,7 млрд рублей, однако "Северсталь" развернула небывалую кампанию по собственному обелению, и юристам удалось добиться мирового соглашения с ФАС, в рамках которого сумма штрафа была существенно снижена.
Стоит добавить, что за 2024 год свободный денежный поток компании составил 97 млрд рублей. И в полном объёме он был направлен на дивиденды акционерам. Годовой бюджет родного для "Северстали" города Череповец на 2024 год, согласно проекту городской Думы, составил порядка 20 млрд рублей. Иными словами, только свободных денег у "Северстали" в тот год было в 4,5 раза больше, чем бюджет родного города, однако выплаты акционерам состоялись, а вот насчёт помощи родному городу... ну, извините.
Череповцу и его жителям предназначены, видимо, вредные выбросы, а не какие-то меры финансовой поддержки. В 2025 году Мордашов продолжил вызывать недовольство местных жителей. "Северсталь" заявила, что намерена завезти в область порядка 6 тыс. мигрантов, так как вологодцев для работы недостаточно (на минуту — это более чем 2% населения всей области).
Разобраться в скандальном вопросе привлечения целой орды мигрантов на "Северсталь" пообещал и спикер Законодательного собрания Вологодской области Сергей Жестянников. На своей странице во "ВКонтакте" он удивился слишком шикарным условиям, которые компания готова предоставить мигрантам, и задался вопросом, почему местные жители не заслуживают таких же условий, ведь их даже не пытались пригласить на работу.
Что с того?Вопрос с Алексеем Мордашовым и "Северсталью", на самом деле, очень простой — это вопрос патриотизма и Родины. Слишком уж много фактов говорят нам о том, что оба этих понятия не интересуют компанию и её владельца.
Ведь Мордашов, на самом деле, справился с задачей убедить родственников запертых под землёй шахтёров на "Северной" затопить её. А потом вывел десятки миллиардов рублей в офшоры, оставив Череповцу в наследство лишь превышение ПДК по самым опасным выбросам. В политику Мордашов как бы не лез, но прекрасно на ней заработал, что не помешало ему округлять глаза в интервью западным журналистам и восклицать по поводу санкций: а меня-то за что?
Если вспомнить, как Мордашов шаг за шагом захватывал "Северсталь", то удивляться тут нечему. Ничего не поменялось — те же методы, только размах пошире. Люди и города — это ресурс и издержки, а прибыль — главное. И желательно, чтобы без санкций — ведь не может не хотеть Мордашов вернуть себе арестованные виллу на Сардинии и яхту Lady-M.
"Партия мира" — она такая.
Свежие комментарии