На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Царьград

6 775 подписчиков

Бекмамбетов осудил Россию и уехал. А что он снимал до СВО? О том, как русские только-только из рабства вышли

Вообще, образ Тимура Бекмамбетова - это успешный режиссёр, который удивлял нас в 90-е годы. А после добился славы в Голливуде и снова снизошёл до России. Но как на самом деле? Едва началась СВО, мы узнали, как именно. Получив гражданство Израиля, вместе с супругой Натальей Фишман (кстати, чиновницей, распространявшей фейки об армии России, даже не уволившись с должности) он из страны отбыл.

Дальше дал интервью о нашей "агрессии" и осел в США, обещав снять ещё и кино в поддержку "правильной" стороны. Для многих это стало сюрпризом. Но хотим сказать, что и до СВО Тимур Бекмамбетов работал по известным нарративам либерального заказчика - рассказывал нам, как русские только-только из рабства вышли. Параллели проведём не "на сухую", а по следам дела широко известного перебежчика Роднянского*. Поехали.

Прошло несколько дней после вынесения приговора продюсеру Александру Роднянскому* - и хотя рано радоваться освобождению нашего кино от контроля либералов и, в целом, противников России, самое время присмотреться к следующим "кандидатам". И уж тут никак не обойти стороной фигуру Тимура Бекмамбетова…

***

В октябре 2024-го продюсер Александр Роднянский*, новости о котором после начала СВО переместились из категории "Культура и шоу-бизнес" в раздел "Враги России", продолжил своё "поступательное движение" - и добрался до рубрики "Криминал".

Человека, который ещё несколько лет назад был одним из законодателей телевизионной и киномоды в нашей стране, признали виновным в дискредитации Вооружённых сил России и приговорили к 8,5 годам заключения в колонии общего режима.

И тут самое время вспомнить Тимура Нуруахитовича Бекмамбетова…

Без Бекмамбетова никак

Будь я романтиком, подобно Остапу Бендеру (а великий комбинатор, несомненно, был натурой в высшей степени и высшей пробы романтической), после новости о Роднянском* впору было бы радостно восклицать: "Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! Лёд тронулся…". Но поостерегусь с восторгами.

Во-первых, удовлетворение от приговора Роднянскому* омрачается тем обстоятельством, что приговор этот заочный - фигурант, изображающий из себя "украинского патриота", давно находится в США.

Во-вторых, процесс перехода от теоретических вздохов на тему "вот как было бы чудесно и прелестно избавить отечественную культуру от влияния врагов" к практическим и, самое главное систематическим шагам в этом направлении сродни тектоническим сдвигам земной коры. То есть событие без преувеличения эпохальное - и тут крайне полезен принцип "пока своими глазами не увижу, не поверю".

Но чтобы не терять времени даром, предлагаю присмотреться к следующему, наиболее очевидному кандидату на то, чтобы обратить на себя внимательный до пронзительности стальной взгляд государства. И это, разумеется, один из главных претендентов на когда-то почётное, а так весьма сомнительного достоинства звание "отца либеральной киноиндустрии России". На того самого Тимура Бекмамбетова.

Тем более что у него, в отличие от украинца Роднянского*, паспорт с двуглавым орлом  в наличии. Пусть и параллельно с израильским гражданством.

От "Дозоров" до "Ёлок"

У отечественных киноманов ассоциации с фамилией Бекмамбетова трёхслойные. И располагаются они подобно археологическим культурным слоям: сверху самые поздние, а затем - чем ниже, тем старше, чем глубже, тем древнее.

На поверхности - отождествление Бекмамбетова как автора, вдохновителя, продюсера и иногда режиссёра сверхприбыльной новогодней кинофраншизы "Ёлки". Более 10 лет в качестве неизменной приметы праздничного проката, с десяток фильмов и миллиарды рублей суммарных кассовых сборов - наглядное пособие, как сделать большие деньги почти что из ничего. Вернее, из типовых сюжетных заготовок и повышенного зрительского запроса на сентиментально-комедийную атмосферу "С Новым годом, с новым счастьем!..".

Второй слой - это заслуженный статус родоначальника "новых русских блокбастеров". Именно Бекмамбетов с экранизациями фантастически-мистических романов Сергея Лукьяненко "Ночной дозор" и "Дневной дозор" в начале 2000-х оформил техническое возрождение отечественного кинопроизводства.

Он наглядно сначала показал один факт, а потом указал одно направление.

Факт - что даже в истерзанном "лихими 90-ми" отечественном кинематографе достаточно кадровых, технических, креативных возможностей, чтобы при адекватном финансировании создавать полноценные блокбастеры. Которые если и не затмят собой голливудские образцы, то могут достойно смотреться даже на их фоне.

Направление - вперёд, за Голливудом, подражать Голливуду, стараться если не догнать Голливуд, то не слишком отстать от актуальных трендов Голливуда.

На безрыбье и рекламные ролики креатив

Третий слой, наиболее древний, отсылает к покрывшимся уже то ли аллергичной пылью, то ли благородной патиной временам - периоду с 1992 по 1997 год. Именно в это время Бекмамбетов впервые заявил о себе как о профессионале высшей пробы как по части создания кинопродукта, пусть и крайне малой формы, так и в деле организации и управления производственным процессом в крайне непростых условиях.

Речь идёт о рекламных роликах из серии "Всемирная история", снятых для банка "Империал". О тех самых клипах, представлявших краткие зарисовки на темы исторических мифов о правителях и завоевателях, которые в условиях летаргического сна ещё вчера советского, а теперь непонятно какого кинематографа (вроде трупных пятен нет, но и дыхания не заметно) выглядели как почти гениальная реализация почти гениальных творческих задумок.

Неправильная у русских история, намекал режиссёр из Казахстана

Что же общего у всех трёх слоёв, трёх творческих периодов деятельности Тимура Бекмамбетова в России?

То, что проекты режиссёра, продюсера и сценариста всегда носили нерусский, а то и антирусский характер.

Рекламные ролики банка "Империал" как-то ненавязчиво, но исправно представляли русских в каком-то нелепом, ущербном, мрачно-жестоком виде.

Если Иван Грозный - так просто кровавый упырь. Если Россия эпохи Петра I - так какое-то сборище варваров в диком поле, которым неистовый Император прорубил окно в Европу. Если Суворов - то не величайший полководец, а изворотливый карьерист-царедворец. Если русские на Куликовом поле - то шайка крестьян с заострёнными палками, которые из поколения в поколение живут с генетическим страхом перед Ордой.

И даже Императоры Николай I и Александр II представлены с изъяном: первый как самодур, готовый двинуть миллионную армию на Париж из-за какого-то спектакля. А в сюжете о втором - характерная закадровая фраза: "В 1861 году в Лондоне пустили метро, а в России отменили крепостное право". С явно считываемой либеральной парадигмой - мол, когда в Европе-то вовсю прогресс и цивилизация, русские только-только из рабства выползли…

"Медвежья услуга" Бекмамбетова русскому кино

С "дозорными" блокбастерами, закрепившими особый статус Бекмамбетова в нашем кино, всё ещё прозрачнее.

Роковую роль сыграла комбинация кассового успеха проектов с радостным удивлением профессионального сообщества и зрительской аудитории: мы-то думали, что никакого собственного кино мы делать уже не в состоянии. Что в 1990-е годы над нами совершили киноконверсию - как с оборонными предприятиями, которые либо уничтожили, либо "переориентировали" на производство кастрюль вместо танков и самолётов. А оказалось, что мы можем производить крепкий и привлекательный кинопродукт.

Когда радость подкрепляется деньгами, тут уж пиши пропало - доводы разума и соображения осторожности испаряются, как капля воды на раскалённом июльском асфальте. Вот и покатилось развитие отечественного кино вроде бы и вверх, но всё-таки по наклонной - в соревновании продюсеров и режиссёров, кто раньше увидит в Америке потенциальный хит и сможет максимально приближённо к оригиналу и за меньшие деньги скопировать его для русского зрителя.

Так и пережёвываем мы почти уже 20 лет и до сих пор полуфабрикатные поделки "под Голливуд" - в том числе и пресловутую "ёлочную" кинофраншизу того же Бекмамбетова.

Анджелину Джоли в каждый фильм не пригласишь…

Сам же режиссёр и продюсер с переменным успехом и давно старается не просто стать своим в американо-глобальной киноиндустрии, но и занять в ней видное и прибыльное место.

Получается лишь отчасти - из ниши мастеровитого ремесленника средней руки в Голливуде Бекмамбетов так и не выбрался. Самым успешным "традиционным" опытом работы в Америке для режиссёра так и остался снятый по комиксам боевик "Особо опасен" (2008), заработавший в мировом прокате почти 350 млн долларов при бюджете в 75 млн. Да и то в основном успех объясняется участием в фильме Анджелины Джоли, находившейся в то время на пике популярности.

Остальные попытки Бекмамбетова создать за океаном "олдскульные" блокбастеры провалились. Десятки миллионов долларов убытков вместо прибыли принесли продюсерам мистическое фэнтези с элементами альтернативной истории "Президент Линкольн: Охотник на вампиров" (2012) и ремейк голливудской классики "Бен-Гур" (2016).

При этом в профессиональном чутье Бекмамбетову не откажешь: он одним из первых уловил болезненную зависимость нынешнего западного молодого поколения от социальных сетей и гаджетов. Поэтому запущенные им в поджанре скринлайф (когда действие фильма целиком разворачивается на мониторе компьютера или смартфона) проекты "Убрать из друзей", "Поиск", "Профиль" оказались финансово успешными. И даже принесли продюсеру первый в карьере приз по-настоящему престижного кинофестиваля (приз зрительских симпатий программы "Панорамы" на Берлинале).

"Бедствие… трагедия… душераздирающее…" до 2022-го таких слов Бекмамбетов не произносил

Так что о том, что свои профессиональные и деловые планы на будущее Бекмамбетов с нашей страной не связывает, можно было догадаться в течение как минимум последних 15 лет. А после начала спецоперации режиссёр и продюсер открыто заявил: с патриотической, не желающей жить по западным указкам и либеральным стандартам Россией ему не по пути.

И месяца не прошло - как в американской прессе появилось интервью, в котором Бекмамбетов разложил перед западной общественностью обязательный пасьянс шаблонов по теме.

"Трагедия на Украине".

"Душераздирающее зрелище разрушенияе за одну ночь мира, в котором мы жили прежде".

"Монументальное бедствие".

Разумеется, все эти фразы из интервью Бекмамбетова сказаны не по поводу событий в Донбассе, разворачивавшихся с 2014 года, - глаза у киношника "раскрылись" лишь после 24 февраля 2022-го и только на "злодеяния и агрессию России".

И он сразу же "отчитался" перед западной аудиторией, что уже приступил к работе над документальным проектом о том, как украинский конфликт обрёл новый, цифровой фронт - в сводках новостей, в соцсетях, в комментариях в интернете.

"Мы будем собирать доказательства и истории о том, как цифровое пространство стало средством распространения фальшивых и вводящих в заблуждение материалов", - пообещал Бекмамбетов. Слова "русские" и "Россия" в предложении не прозвучали лишь по одной причине: собеседники (журналист и режиссёр) и так подразумевали, кто будет "вводить в заблуждение"…

А что с покорением Голливуда?..

Кстати, скоро обещаниям Бекмамбетова исполнится три года - а о его документальном проекте с "разоблачениями" ничего не слышно (может ждёт победителя в войне России и Запада, чтобы переобуться?).

Как не слышно и о новых успехах покинувшего Россию продюсера в Голливуде. В конце 2022-го Бекмамбетов продал основанную им отечественную киностудию Bazelevs, окончательно дав понять, что с нашей страной не желает иметь никаких финансовых и юридических связей (и спасибо). Поступок со стороны релоканта логичный - так ведь недолго и под очередные антирусские санкции угодить…

Формально, разумеется, продюсер нашёл более благовидный предлог - "желание сосредоточиться на творческих аспектах работы в США". Вот только что-то не задаётся пока творчество.

Фамилия Бекмамбетова если и мелькает в титрах голливудских проектов, то исключительно в качестве "исполнительного продюсера" (такой статус обычно получают руководители компаний, хоть как-то причастных к производству фильма или сериала). Анонсированный документальный фильм заглох. "Проект мечты" Бекмамбетова - анимационный фильм "Ходжа Насреддин", о намерении воплотить который режиссёр говорил ещё до начала СВО, тоже не имеет реальных очертаний.

Что с того?

А теперь, как говорил небезызвестный персонаж известного телефильма, "картина маслом"…

Перечисленный выше набор фактов и обстоятельств имеет своим наиболее вероятным итогом следующий сюжет - спустя некоторое время, когда даже для самых невменяемых русофобов станет очевидным невозможность разгрома и изоляции России, Тимур Бекмамбетов внезапно "вспомнит", что наиболее вдохновляющая и плодотворная для него обстановка как раз по эту сторону государственной границы.

"Вспомнит" - и вернётся первым же авиарейсом, может быть, ещё даже не прямым, с пересадкой. А на вопросы журналистов - как же так? почему? надолго ли? - со свойственной восточной невозмутимостью ответит, что не видит в своём возвращении ничего необычного.

Что никаких препятствий в виде статуса иноагента и тем паче экстремиста за ним не водится.

Что высказывания образца марта 2022-го об СВО и России - это всё эмоции, дефицит объективной информации и давление западной пропагандистской машины. Да и вообще всё переврали, да?

А после этих комментариев отправится Тимур Нуруахитович заниматься привычным делом - снимать либеральные, ориентированные на Голливуд, нерусские и антирусские фильмы и сериалы, да ещё подчас и за бюджетные деньги.

И вот чтобы такой сценарий - не просто гипотетически возможный, а более чем вероятный - не воплотился в жизнь, и необходимо, дабы Бекмамбетов последовал примеру Роднянского*. И получил от государства вполне определённый правовой статус, одно упоминание которого будет стимулировать режиссёра держаться от России как можно дальше.

И как можно дольше.

* Александр Роднянский - включён Минюстом России в реестр физлиц, выполняющих функции иноагента.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх