На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Царьград

6 732 подписчика

Свежие комментарии

  • Василий Васильев
    Конечно, это не дело считать личные деньги семьи чиновника, который по заданию Кремля, участвовал в разработке демогр...Стратегия вымиран...
  • игорь
    короче,денег можно не ждать..Стратегия вымиран...
  • Сергей Карабухин
    Очередной постановочный ФЕЙК идиота-конченного-наркомана-фашиста-Зеленского. Гнида-Зеленский только и умеет создавать...Украина впервые о...

Индия – Пакистан: Выбьют ли они наконец друг другу больной зуб

Индо-пакистанский инцидент, смутно, но вечно напоминающий о себе, вновь обострился, как зубная боль. Причём нисколько не внезапная: территориальный, религиозный и даже цивилизационный конфликт вокруг Пенджаба – вполне себе хроническое явление. И Нью-Дели с Исламабадом это прекрасно понимают – настолько, что давно и плотно вооружились зубодрательным инструментом.

Вот только в качестве элеваторов – инструментов для удаления корней зубов – у обеих сторон запасены ракеты с ядерными килотоннами в головах. И потому оба врага окончательную санацию провести не решаются. Как и оставить ноющий зуб другому…

Рычание слышно. Но к настоящим укусам не готовятся 

Возможно ли военное решение пенджабского вопроса?

Не будем ещё вспоминать те самые его корни, от нервных окончаний которых периодически сотрясают обе страны волны боли. Об этом только что прекрасно написал мой коллега. Главное, что вопрос есть, а политического решения его нет. И потому так или иначе постоянно встаёт вопрос военный.

Что мы видим в этом направлении на данный момент?

Производятся взаимные обстрелы. Сообщается об артиллерии и миномётах, а также об использовании ручного огнестрельного оружия. На фоне недавних столкновений в воздухе и сбитых самолётов это, можно сказать, мелочь. Даже в каком-то смысле снижение военного напряжения. Тем более что дело произошло в округе Панч (Punch), а там подобное – неизбежность. Там линия разделения между сторонами разрезает стратегического значения дорогу Джамму – Ури. Так что для демонстрации решимости взаимный обстрел блокпостов – самое подходящее и безопасное средство.

Кроме того – что уже серьёзнее, – отмечены взаимные переброски бронетехники к линии соприкосновения. Но, по мнению военных наблюдателей, пока это тоже не напоминает что-то серьёзное, как не серьёзным было направление индусами древних МиГ-21 на воздушное патрулирование в пик военного напряжения.

Индийцы перебрасывают пока танки Т-72М1, хотя располагают более чем тысячью современных Т-90С. Со своей стороны пакистанцы продемонстрировали переброску тоже весьма устаревших и неопасных украинских Т-80УД, а также собственного изготовления танков Al-Khalid (более серьёзных) и опять древних китайских машин типа 85-IIAP.

Т-90Т-90. Фото: Владимир Астапкович/ТАСС  

Таким образом, непохоже, что какая-либо из сторон планирует суровый бой до конца. В приоритетах явно – показать свою «крутость» и решительность, после чего мирно разойтись на исходные, вещая миру о своей победе. Так уже было, и не раз. Можно вспомнить, к примеру, о Каргильском инциденте (кто-то употребляет слово «война») в 1999 году и целый ряд взаимных обменов вооружёнными стычками в 2001-2002 годах. Они тоже закончились «боевой ничьёй».

Но что важно: оба инцидента произошли после обретения и Индией, и Пакистаном ядерного статуса. Так что эти «ничьи» были явным свидетельством обретения сторонами вместе со статусом и подходящей ему ответственности – в сравнении с полноценными войнами прошлого. Ну... почти полноценными…

А что было бы, если бы решились?

Для ответа на этот вопрос прежде всего желательно сравнить военные потенциалы сторон.

По авторитетному рейтингу Global Firepower, Пакистан занимает 17-е место в мире по военной мощи с индексом 0,3689. Это между Израилем и Северной Кореей – не самая, согласимся, слабая компания. Но Индия в том же рейтинге занимает 4-е место с индексом 0,1417. В этом индексе отражаются основные военные, экономические, демографические и географические показатели стран, и по этой комплексной оценке выходит, что Индия в два с половиной раза мощнее своего соперника.

Серьёзна разница и в вооружениях.

ИндияАрмия Индии. Фото: www.globallookpress.com

Численность вооружённых сил – 919 000 человек против 4 207 250 в пользу Индии. Авиация – 1281 единица против 2185. Боевые танки – 2182 единицы против 4426. Флот – 197 единиц против 295. Причём у Индии имеется один авианосец. Военные бюджеты тоже разнятся, даже на порядок: 7 миллиардов долларов против 47 миллиардов долларов.

Да, в общем, по всем показателям полностью проигрывает Пакистан Индии. В том числе и по качеству вооружения, которое у Индии и многочисленнее, и современнее пакистанского тоже в разы.

Но! Воюет не оружие. Воюют биологические приставки к оружию, называемые солдатами.

Здесь специалисты, впрочем, тоже отдают приоритет индийским военным. И сразу по нескольким параметрам.

Прежде всего, быть воином в Индии и почётно, и перспективно: воин сразу поднимается на несколько ступеней в кастовой системе индийского общества. Во-вторых, в Индии довольно хорошая система подготовки офицеров: трёхлетняя базовая подготовка, по окончании которой следует ещё год-полтора отучиться в академии, чтобы получить первое офицерское звание. Выпускникам же военно-морского отделения Национальной военной академии офицерские звания присваиваются вообще лишь после полутора лет службы на кораблях!

А вот в Пакистане офицерские должности зачастую просто покупаются, и службой себя эти офицеры сильно не обременяют. Американцы, которые «ставили» нынешнюю пакистанскую армию, отзывались о своих подопечных не сильно лучше, чем советские военные инструкторы – о своих египетских подшефных.

ПакистанОфицер армии Пакистана. Фото: Dave Primov / Shutterstock.com

Зато по ядерному оружию у Индии и Пакистана – практический паритет. Точных данных, естественно, нет, но, по довольно близким оценкам экспертов из авторитетного института SIPRI, у Пакистана есть от 140 до 150 ядерных боезарядов, у Индии – 130-140. При этом и у тех и у других в боеготовом состоянии находятся, как считается, по 30-50 зарядов мощностью 15-20 килотонн. Это примерно Хиросима. Так что на Нью-Дели, как и на Исламабад, в самом плохом случае тоже хватит. 

Итак, они… решились

Чего ожидать?

Ядерное оружие пока исключаем.

География, рельеф, экономика предполагают немного вариантов боевых действий, если говорить об «освобождении» обеими сторонами Джамму и Кашмира. Это прежде всего работа авиации.

Из примерно 900 боевых машин ВВС Индии в первой волне смогут участвовать до сотни истребителей-бомбардировщиков, прикрываемых адекватным количеством истребителей Су-30МКИ, МиГ-29UPG и HAL Tejas собственной разработки. С французскими Rafale ситуация не ясна – о переговорах по их поставке приходит весьма запутанная информация.

Удар ракетами «Притхви-1» (150 км), «Агни-1» (700-900 км), «Агни-2» (2000-3000 км) подразумевается. Баллистические «Агни-3» (3500-5000 км), надо полагать, индийцы предпочтут приберечь на случай удерживания китайцев от вмешательства для защиты пакистанского союзника.

Затем логично было бы дополнить этот удар танковыми наступлениями от Джамму на Исламабад и от Сринагара на Музаффарабад. Если это наступление будет скоординировано с афганскими талибами (с которыми у Индии, плотно работающей в Афганистане, не может не быть контактов, а Пакистан с талибами воюет, и жестоко), то можно рассчитывать на быстрое падение пакистанской столицы под объединённым ударом с двух противоположных направлений. Танки у Индии в разы лучше, чем у Пакистана, и тому будет трудновато отражать атаку нескольких сотен Т-90, Т-72М и индийских «Арджун». Особенно если они будут поддержаны 130-миллиметровыми САУ «Катапульта» на шасси танка «Виджаянта» и 122-миллиметровыми САУ 2С1 «Гвоздика» российского производства.

Морское побережье Пакистана в это время будет блокироваться по меньшей мере одной ПЛАРБ «Арихант» собственной разработки с 12 БРПЛ К-15 дальностью 700 км, одной российской АПЛ проекта 971 под индийским названием «Чакра» и 9 дизельными подлодками российского проекта 877 «Палтус». На поверхности их должен будет поддерживать авианосец «Викрамадитья» (бывший советский «Адмирал Горшков» с 45 МиГ-29К на борту, а также необходимое количество из 9 эсминцев, 6 фрегатов и дюжины корветов.

авианосец Авианосец "Викрамадитья". Фото: Владимир Ларионов/ТАСС

Чем на это может ответить Пакистан?

Признано многими: у Пакистана очень хорошие лётчики. Во время войны в Афганистане они одерживали победы даже над русскими пилотами. Об этом же говорит и единственное пока столкновение в воздухе в нынешнем конфликте, где индусы потеряли два самолёта, а пакистанцы – один. И то по словам заинтересованных индийцев.

Но всего 425 боевых самолётов, пусть среди них вполне современные американские F-16, будут с очевидностью выбиты массой противника в 2-3 дня. Больше ни на что рассчитывать не стоит: при захваченном индийцами контроле над небом ничего серьёзного армаде индийских танков пакистанские 320 Т-80УД, 600 «Аль-Халид», 500 Туре 85II, 450 Туре 79 и 400 Туре 69 противопоставить не смогут. Так же как и ВМС Пакистана на море с их 8 подлодками, 11 фрегатами и сколькими-то сторожевыми и патрульными катерами.

Словом, без ядерного оружия Пакистан никак не обойдётся. Надо думать, этим и вызывается сугубая осторожность Индии, которая явно не рвётся использовать свой превосходящий противника в разы боевой потенциал.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх