Чуда не произошло
Исход голосования в Совете безопасности ООН по проектам резолюций, касающихся ситуации в Венесуэле и представленных накануне США и Россией, был ясен с самого начала. Если бы любой из этих документов прошёл, это стало бы настоящим чудом. Хотя применительно к американской резолюции это слово вряд ли уместно, во всяком случае, для жителей Венесуэлы.
Напомним принципиальное отличие позиций России и США по политическому кризису в этой стране. Москва выступает за его разрешение по предложенному в начале февраля «механизму Монтевидео», основанном на мирных переговорах официальных властей и оппозиции.
В то же время Вашингтон настаивает на «свободных и демократических выборах» и возможности доставлять в Венесуэлу гуманитарную помощь. То есть такими выборами будут только те, на которых победит Гуайдо, а не Мадуро. Что было в сожжённом на границе с Колумбией грузовике с той самой помощью, общественность недавно узнала – инструменты для создания баррикад.
Вынужденное вето
В результате Совбез ООН на своём заседании не смог принять резолюцию по венесуэльскому вопросу. Поскольку американская сторона предложила свой проект документа раньше, сначала прошло голосование по нему. Из 15 членов организации девять выступили за его принятие, трое воздержались, а трое (Россия, Китай и ЮАР) выступили против, причём Москва и Пекин воспользовались своим правом вето, заблокировав принятие резолюции США.
Постоянный представитель России при ООН Василий Небензя, выступая перед процедурой голосования, назвал внесённый Штатами документ кульминацией политического спектакля двойных стандартов. По его словам, американская сторона будет продолжать настаивать на том, что венесуэльские власти противятся ввозу в страну «гуманитарной помощи». Небензя также высказал опасения, что данное заседание ООН хотят использовать как очередной этап к реальной интервенции в суверенную страну под видом гуманитарной.
В. Небензя. Фото: www.globallookpress.com
США хотели сместить Мадуро при помощи ООН
Уже после голосования по предложенному Вашингтоном проекту резолюции российский постпред предположил, что США хотели войти в историю со своим документом. Если бы он был принят Совбезом ООН, то впервые получилось бы так, что на его заседании убирают одного президента и назначается другой. «Это что, мировая демократия в действии?» — заявил российский дипломат.
Постоянные представители Китая и ЮАР при ООН Ма Чжаосюй и Джери Мэттьюс Мажила были менее красноречивы. Дипломат из КНР подчеркнул, что был вынужден использовать право вето, поскольку позиция его страны по Венесуэле принципиально отличается от американской. Представитель южноафриканской страны охарактеризовал документ как предвзятый, поскольку не отражает истинных причин возникшего конфликта.
Взял слово и спецпредставитель США по Венесуэле Эллиот Абрамс. Как заезженная пластинка он говорил о том, что Вашингтон не перестанет «решительно поддерживать» временного президента Венесуэлы Хуана Гуайдо и выступать за проведение в стране свободных и справедливых выборов. В его речи снова прозвучали слова о «всех возможностях», которые могут использовать США для «помощи» венесуэльскому народу. Также Абрамс высказал опасение за жизнь Гуайдо, когда он вернётся в свою страну. Позже в беседе с журналистами он предостерег Каракас от ареста лидера оппозиции, пригрозив властям «глобальным ответом и реакцией со стороны многих стран».
Надуманные предлоги
Вскоре после этого состоялось голосование и по российскому проекту резолюции. Ожидаемо и он был отклонён. За него проголосовали те же страны, что были против американского варианта плюс Экваториальная Гвинея. Четыре члена Совбеза ООН воздержались, США и ещё шесть стран выступили против.
Причём аргументы некоторых из них выглядели весьма глупо. Так, своё решение постпред Франции Франсуа Делатр объяснил тем, что в российском документе якобы не уделено внимание разрешению гуманитарного кризиса в Венесуэле и не содержится призыва свободного доступа в страну гуманитарной помощи.
Франсуа Делатр. Фото: www.globallookpress.com
Безусловно, всё это в представленном Москвой проекте резолюции есть, только вот главная роль в организации международной помощи отдаётся правительству Венесуэлы. Разумеется, США и другие страны, выступающие в поддержку Гуайдо, такой вариант не устраивает. Как и то, что Россия предлагает разрешить политический кризис в Венесуэле её собственными силами, а другие страны могут выступать лишь в качестве посредников при переговорах – именно это и предусматривает «механизм Монтевидео».
Небензя раскрыл план Вашингтона
Выступая после голосования по российскому документу, Василий Небензя резонно заметил, что теперь цель США трубить на каждом углу, что резолюция России не прошла (то есть за неё в принципе отдало голоса меньшинство), а американская была заветирована.
«Собственно, ради этого и затевалась вся эта комбинация: завтра об этом будут трубить СМИ, в то время как о том, что наш проект был убит, не будет сказано ни слова», – подчеркнул российский постпред.
Похоже, наш дипломат верно предсказал коварный план Вашингтона. Там прекрасно понимали, что Россия и Китай не позволят Совбезу ООН принять американскую резолюцию. Теперь США могут заявить всему миру, что раз ООН не может принять единую резолюцию по кризису в Венесуэле, то они будут продолжать действовать сами. Однако здесь Вашингтон может просчитаться в том плане, что поддержка проекта резолюции США в ООН не означает одобрение силового воздействия на Каракас. О том, что американская версия документа не даёт законных оснований для таких действий, говорил и представитель Франции Франсуа Делатр. В Париже и раньше заявляли важно избежать применения силы по отношению к Венесуэле.
Уже сегодня, 1 марта, глава МИД России Сергей Лавров встретится в Москве с исполнительным вице-президентом Венесуэлы Делси Родригес. Безусловно, сторонам есть что обсудить, включая способы выхода из сложившейся в южноамериканской стране ситуации, а также сотрудничество Москвы и Каракаса.
Свежие комментарии