На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Царьград

6 381 подписчик

Непогрешимый Силуанов: Зачем нам показали идеального вице-премьера?

Вместо Медведева

29 октября, во второй раз всего лишь за три месяца, министр финансов и вице-премьер Антон Силуанов обратился к жителям страны в программе Владимира Познера на Первом канале. Этот аппаратный тяжеловес никогда не стремился к публичности и вовсе не позиционировал себя как политика – скорее как квалифицированного аппаратчика, технократа, молча выполняющего свою работу по ежегодному наполнению бюджета.

Но, похоже, что-то изменилось.

Вы заметили, что нам окончательно перестали показывать премьер-министра как второе лицо государства, как человека, который принимает решения и отвечает за свои поступки? Да, именно он первым объявил о пенсионной реформе, но народу это было подано как трансляция заседания правительства, то есть Медведев обращался не к нации, а к коллегам. Первый по-настоящему серьезный разговор на эту тему состоялся как раз у Познера с Силуановым, второй – в августовском выступлении Владимира Путина.

Это, конечно, не значит, что «Медведева сливают» или какие-то подобные глупости. Просто непопулярность премьер-министра в народе слишком очевидна – и относительно малоизвестный глава Минфина принял удар на себя. В июле он очень неплохо отработал защиту правительственного решения, эксперимент признали удавшимся, и теперь из «могильщика» Силуанов превратился в проводника к светлому будущему: в октябрьском интервью речь шла в основном о радужных перспективах российской экономики.

Министр финансов, первый вице-премьер, один из влиятельнейших экономистов страны, одержавший впечатляющую победу в многолетнем противостоянии с министром экономического развития Алексеем Улюкаевым и взявшийся после этого за неуклонное повышение налогов, рассказал народу об успехах, достигнутых за 13 последних лет.

Все-таки власть – великая вещь! Ничто, кроме по-настоящему высокого статуса, не позволяет настолько уверенно и спокойно отвечать на самые сложные вопросы, очаровательно грассировать в такт маститому собеседнику, называть темно-серое светло-серым и крупными мазками рисовать недалекое светлое будущее. Нынешнее поколение российских людей будет жить при реализации национальных проектов.

Министр финансов Антон Силуанов и премьер-министр России Дмитрий Медведев. Фото: www.globallookpress.com

НДФЛ и яхты

Разговор о бедности и неравенстве, с которого началась содержательная часть беседы (по концентрации богатства в руках крохотной доли населения мы уступаем только Таиланду), вызвал впоследствии забавную реакцию. Информагентство ошибочно написало, что Силуанов обещает поднять налоги на роскошь, тогда как на деле министр сказал, что эти налоги уже повысили. Ничего особенного, но передача вышла в свет поздно вечером – и пресс-служба Минфина прямо среди ночи опубликовала опровержение такой интерпретации слов своего патрона. Что ж, по СМИ пошли опровержения – «На самом деле Силуанов не планирует поднимать налог на яхты»; можно сказать, что пиарщики министра оказали ему дурную услугу.

В этой части разговора Силуанов проинформировал публику, что богатые неглупы, и если ввести прогрессивную шкалу НДФЛ, поднять им налоги, то они спрячут доходы. Владимир Познер оказался достаточно тактичен, чтобы не спрашивать, как же половина мира живет по прогрессивной шкале – а то могло выйти, что министр финансов, за семь лет никоим образом не обеспечивший прозрачности доходов в стране, не так уж и хорош, как требовалось показать.

Во избежание подобных конфузов тему неравенства в беседе с самым богатым (судя по декларациям последних лет) действующим членом кабинета министров решили свернуть. И перешли к светлому будущему – новым национальным проектам.

Тут уже Познер не мог не спросить, что случилось с проектами старыми, декларированными еще в 2005 году – кстати, под патронатом Дмитрия Медведева, которого как раз тогда начали готовить в преемники.

Отчет об успехах

Антон Германович работал в те годы заместителем министра финансов, так что прямой ответственности за эту часть работы правительства не несет, но тем не менее он уверенно заявил, что национальные проекты, заявленные в 2005 году, были успешными. Жилье – на 80% (развилась ипотека), здравоохранение – на 75-80% (выросла продолжительность жизни), образование, может, чуть поменьше, на две трети. До развития агропрома разговор не дошел, но очевидно, что и там вице-премьер указал бы на очевидный рост. «Все запланированные мероприятия были проведены», – подчеркнул он.

Познер и тут не стал допрашивать своего высокопоставленного гостя. Жилье действительно стало доступнее, эпоха сверхприбылей застройщиков закончилась, появилось больше конкуренции, и цены снизились. Но следует признать и то, что ипотека стала по-настоящему доступной только в последние полтора-два года, когда про проект 2005 года вроде бы давно забыли. И уже сейчас ставки снова поползли вверх.

Оценить изменения качества образования трудно. Силуанов упирал на успехи по всем фронтам – например, исчезли очереди в детские садики, скоро избавимся от третьей смены в школах. Мы, со своей стороны, указали бы на то, что заметно вырос средний балл ЕГЭ абитуриентов педагогических вузов (примерно с 62 до 68,3), но это все еще весьма низкий показатель. Тем более что сейчас эти институты выпускают как раз «шестидесятидвоечников», более грамотные будущие педагоги учатся пока на первом-втором курсах.

Особенно уверенно говорил Силуанов об успехах, достигнутых в медицине, хотя ничего конкретного, кроме роста среднего ожидаемого возраста жизни, привести не смог. 84-летний уроженец Парижа Владимир Познер этот аргумент воспринял вполне благосклонно. Вряд ли он поддерживает свое французское здоровье в районной поликлинике.

Зато мы помним, что в 2005 году записаться к терапевту или специалисту не представляло особой проблемы. Сейчас – талончики на две недели чаще всего расхватаны, а дальше чем на этот срок записи нет. Врачей чисто физически стало существенно меньше: так, число педиатров на душу населения с 2005 года сократилось в полтора раза.

Может ли расти качество медицинских услуг при сокращении числа врачей? Вероятно, да, если речь идет о высокотехнологичной помощи. Но что высокотехнологичного в наших участковых педиатрах?

В общей сложности с 2005 года количество людей, занятых в «здравоохранении и предоставлении социальных услуг», сократилось на 30 тысяч, и отнюдь не за счет оптимизации чиновничьих спрутов социальной помощи, которой, к слову, за это время стало существенно меньше. Ведь ее привязали к прожиточному минимуму: получаешь больше – хрен тебе без масла, а не большинство доплат.

Телеведущий Владимир Познер. Фото: www.globallookpress.com

Вперед, в будущее

А теперь все будет еще лучше, уверенно заявил вице-премьер. Настолько уверенно, что Познер назвал его романтиком. Приободрившийся романтик рассказал, что:

  • все трудности – временные (не преминув при этом заметить, как похорошела Москва при Собянине);
  • 28 триллионов на национальные проекты – это реально существующие деньги, которые принесут огромную пользу;
  • скоро во всех больницах и школах будет интернет (рискнем выступить ретроградами и заявить, что интернета в школах уже слишком много, что там куда уместнее глушилка интернета);
  • у нас научатся эффективно лечить рак и сердечно-сосудистые заболевания;
  • бизнес доверяет власти и готов вкладываться в инфраструктурные проекты;
  • экономический рост, вопреки скепсису Алексея Кудрина, неизбежен;
  • появятся прямые авиарейсы из Сибири на Дальний Восток (что мешало запустить их давным-давно?);
  • число бедных действительно сократится в два раза за шесть лет (хотя за предыдущие шесть лет оно практически не менялось).

Тут Познер впервые не удержался и рассказал советский анекдот о пациенте, требовавшем врача «ухоглаза» – «слышу одно, а вижу совсем другое». Силуанов на мэтра не обиделся. Сильные люди вообще не обижаются.

* * *

Запоминается последнее, говаривал кумир советской молодежи. И под конец интервью, в серии блиц-вопросов нам показали Силуанова с совсем уж человеческим лицом – заботящегося о своих ближних, думающего о смерти и не желающего бессмертия, готового поблагодарить Бога за жизнь и повиниться перед ним за грехи.

Неизвестно, как поведет себя перед Всевышним, но перед Владимиром Познером ни об одной своей ошибке Антон Германович не упомянул. Да и были ли они? Уж не засылают ли нам в подсознание догмат о непогрешимости вице-премьера?

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх