Нервные заявления Таджикистана теперь понятны: Россия сделала ход конём. В том, как изменения российского законодательства в части миграции повлияли на мнение властей других стран и как это может отразиться на мировой безопасности, разбираемся вместе с экспертами в новом выпуске программы "Мы в курсе" с Еленой Афониной.
Не было ни единого дня, ещё с советских времён, чтобы США хотя бы на несколько минут прикрыли свою "папочку" с названием "Россия". Агенты американских спецслужб есть как на территории нашей страны, так и на территории нашего ближнего приграничья. В частности, Центральной Азии.
Подполковник ФСБ в отставке Александр Беляев в беседе с Царьградом рассказал о том, что ЦРУ, а также Госдеп США напрямую либо через различные некоммерческие, неправительственные организации, а также структуры Фонда Сороса*, регулярно финансируют деятельность, связанную с возбуждением национальной, культурной, религиозной ненависти среди жителей этих стран по отношению к России.
Это делается в том числе через проникновение в систему среднего и высшего образования. Например, во всех школьных учебниках без исключения всех стран Средней Азии значится примерно одна и та же тема, один и тот же нарратив. Что и царская Россия, и Советский Союз, и современная Россия постоянно притесняли местных жителей, крали у них будущее, не давали им нормально развиваться. Поэтому Россия воспринимается ими, в том числе через призму среднего и высшего образования, по линии истории, однозначно как негативная страна, которая "спит и видит", как бы в очередной раз ущемить жителей этого региона,
– сказал Беляев в эфире программы "Мы в курсе".
Эксперт заметил, что в мае этого года в США были задержаны восемь граждан Таджикистана по обвинению в подготовке теракта. Но важно то, что двое из них ещё до этого ареста значились в списках ЦРУ. То есть про них знали, что они причастны к террористической деятельности, подчеркнул Беляев. Но это не помешало им перейти границу в Техасе, пройти и таможенную службу, и миграционную полицию.
Более того, им были выданы документы на временное проживание. А задержали их только после того, как они начали в телефонных разговорах обсуждать, как собрать взрывное устройство и где его лучше взорвать, чтобы было побольше жертв. Только после этого отважные сотрудники ФБР этих людей задержали,
– отметил подполковник.
Борьба с терроризмом – общее делоЕсли вспомнить те нервные заявления Таджикистана, когда произошёл теракт в "Крокусе", то всё становится на свои места. Официальный Душанбе не раз выступал с недружественными заявлениями и требовал отозвать заявление МИД России, где указано, что лица, совершившие это массовое убийство, являются гражданами Таджикистана.
Когда террористов поймали и выяснилось, что МИД не обманывал, Таджикистан так и не принёс никаких извинений. Более того, у них на сайте, на сайте Министерства иностранных дел Таджикистана, до сих пор висит заявление с требованием об отзыве российского якобы не соответствующего действительности заявления,
– отметил Беляев.
Ведущая "Первого русского" Елена Афонина добавила, что Росфинмониторинг включил девять фигурантов дела о теракте в "Крокусе" в обновлённый список террористов и экстремистов. Также в него вошёл холдинг, связанный с украинским олигархом Евгением Черняком**, обвиняемым в финансировании ВСУ, гражданин Литвы Валдас Барткявичюс**, осквернивший памятник героям Великой Отечественной войны в Курской области, и боевое подразделение запрещённой террористической группировки ИГИЛ*** - "Исламская баккия"**.
Среди прочих, кстати, кто был замечен в Сирии, в Алеппо, был один в жилете защитном с надписью "Пресса". Этот террорист разговаривал на чистейшем русском языке, рассказывал о том, что там происходит, и так далее. Потом выяснилось, что, оказывается, это гражданин Таджикистана, этнический узбек. Который учился в России на программиста, а потом в 2016-м удрал в Сирию и начал оттуда очень активно вести свою пропаганду. В том числе и на территорию Российской Федерации,
– рассказала Афонина.
Она заметила, что у этого пропагандиста достаточно подписчиков и в нашей стране, и в странах Средней Азии. Но возникает вопрос: а как вообще возможно, чтобы террористы вели вещание на территории Российской Федерации? На этот вопрос Царьграда ответил политолог, востоковед Николай Севостьянов.
Эксперт отметил, что службы вещания террористов на русском языке существуют не первый год. Ещё 11 лет назад, когда только начиналась вот эта история с ИГИЛ***, у них сразу же появилась русская редакция.
То есть, они переводили на русский язык все свои фильмы полнометражные, так скажем, документалки двухчасовые. У них выходил на русском интернет-журнал, интернет-газета. У них шли ежедневные подкасты и вещало на русском радио. То есть ориентация на русский язык – она всегда крайне важна для любых террористов. Потому что русский язык – это прежде всего средство межкультурного, межнационального общения. И, таким образом, они могут воздействовать на очень значительную территорию, гораздо большую, чем сама территория Российской Федерации,
– пояснил Севостьянов.
Как ИГИЛ*** вербует боевиковЧто касается вербовки боевиков, то проблема в том, что в России нет какой-то чёткой границы, после которой мы можем однозначно санкционировать применение к таким людям антитеррористической статьи, сказал он. Есть статья, по которой человек, который вовлекает людей в террористическую деятельность, должен отвечать по закону. И за это предполагается внушительный срок. Но статьи, которая бы запрещала вести религиозную пропаганду, в том числе нетрадиционного ислама, – этого нет.
Очень сложно юридически провести ту грань, которая отделяет ислам традиционный от ислама фундаменталистского. Поскольку вербовка в террористические структуры – она никогда не идёт одномоментно, она всегда идёт в несколько шагов. Сначала человека просто обрабатывают, оказывают ему услугу, ничего не говоря о религии. Затем пытаются подтолкнуть к самому исламу, ничего не говоря ему об исламе нетрадиционном. А после того, как человек ислам принимает, если мы говорим об ориентации террористов на так называемых неофитов, людей, которые не являются этническими мусульманами, – его настраивают против государства, против муфтията,
- сказал Севостьянов.
После этого вербовщики начинают рассказывать о том, что нужно помочь такой-то группе мусульман в таком-то кризисном регионе. В Сирии, Судане, Палестине, где угодно. Естественно, о том, что деньги нужны на оружие, никто не скажет. Скажут, что это на помощь детям, голодным, обездоленным и так далее. Но потом может выясниться, что те, кто вербовал, входят в состав ИГИЛ*** или какой-то другой запрещённой в России организации. И человек уже у них на крючке. А дальше вопрос времени, когда он открыто присягнёт, сказал собеседник.
В чём опасность всей этой ситуации? В том, что если человек как бы в шутку принял ислам или сделал вид, что он его принял, то потом он может столкнуться с давлением со стороны других новообращенных мусульман или мусульман этнических. Они не дадут ему от этого отойти, и вот его "шутка" может определить дальнейшее течение всей его жизни.
Ориентация на неофитов, на людей, принимающих ислам, – она крайне важна для любых террористов. Потому что такого человека легче сагитировать на экстремизм самой крайней направленности. Он не вырос в этой среде, у него нет каких-либо культурных корней, связанных с мусульманской верой, с настоящим исламом. Поэтому ему очень легко внушить, что ислам – это исключительно теракты, и он должен идти по этому пути, чтобы порадовать Господа. Поэтому террористы всегда делают на этом акцент,
– заключил Севостьянов.
После "Крокуса" всё стало жёстчеКак борются с этой проблемой в других странах? Очень просто. Вот, к примеру в ОАЭ чуть больше недели назад одного пассажира не пустили в страну. Буквально сняли с рейса и развернули обратно, в Узбекистан. Так в Эмиратах отреагировали на теракт, в ходе которого был убит священнослужитель. После этого власти ввели запрет на пребывание граждан Узбекистана на территории государства.
В Турции после теракта в "Крокусе" ввели запрет на въезд для граждан Таджикистана. А тех, кто уже находился на территории республики, массово начали высылать за пределы страны. Почему Россия не может поступить таким же образом? Или всё-таки может? По словам Александра Беляева, такая работа у нас уже ведётся. И ежегодно из России депортируется огромное количество людей. Только в этом году около 100 тысяч человек, предварительно.
Что касается внешнеполитической деятельности, я могу совершенно точно сказать, что здесь, наверное, можно было бы вести политику и пожёстче. Потому что по всем случаям, которые вы привели, ни Узбекистан, ни Таджикистан не разорвал отношения ни с США, ни с Турцией, ни с Арабскими Эмиратами. Их министерства иностранных дел почему-то не стали выносить сор из избы и требовать извинений. Соответственно, чем меньше мы будем извиняться за нашу внутреннюю политику, направленную на обеспечение безопасности, в первую очередь нашего населения, тем лучше это будет восприниматься. И не будет восприниматься как некие разовые акции, на которые можно было бы обидеться,
– заключил собеседник Царьграда.
* Фонд Сороса – организация включена Минюстом в список нежелательных на территории РФ.
** Евгений Черняк, Валдас Барткявичюс, "Исламская баккия"** включены Росфинмониторингом в список террористов и экстремистов.
*** ИГИЛ – запрещённая в России террористическая организация.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Свежие комментарии