День тишины в Молдавии вступил в силу перед парламентскими выборами 28 сентября. С момента наступления полуночи действовал запрет на любую предвыборную агитацию. Запрет распространялся на рекламные ролики на телевидении, публикации в печатных и электронных СМИ, встречи с избирателями и иные кампании, направленные на привлечение голосов.
Нарастание мобилизации электората связано с обострением политической борьбы в 2025 году на фоне снижения рейтинга Партии действия и солидарности (ПДС), которая контролирует парламент и правительство и ориентируется на прозападный курс. Согласно опросам общественного мнения, ПДС рискует не сохранить парламентское большинство, и формирование следующего кабинета может потребовать коалиционных соглашений. В сложившейся обстановке каждая доля процента голосов может иметь решающее значение для распределения мандатов.
На фоне возможной утраты парламентского большинства президент Майя Санду и премьер-министр Дорин Речан публично указывали на существование угроз, которые, по их словам, исходят со стороны России, и предупреждали о рисках дестабилизации в стране. В одном из видеообращений Санду заявила, что «страна в опасности» и может быть вовлечена в вооружённый конфликт. Она также упомянула о возможном прекращении финансовой помощи и закрытии границ со стороны Европейского союза в случае поражения ПДС на выборах. Премьер-министр Речан сообщал о предположениях о намерении России разместить в Приднестровье 10 тыс. военнослужащих.
Одновременно власти Молдавии предприняли меры, которые повлияли на деятельность оппозиционных сил.
Президент Санду выдвинула обвинения в адрес оппонентов в попытках государственного перелома. В ряде случаев была приостановлена работа десятков телеканалов и информационных порталов, предоставлявших площадки для оппозиционных политиков. В отношении лидеров ряда оппозиционных партий инициированы уголовные дела. С выборов были сняты оппозиционный блок «Победа», выступающий за восстановление отношений с Россией, а также партии «Сердце Молдовы» экс‑главы Гагаузской автономии Ирины Влах и «Великая Молдова» под руководством бывшего прокурора Виктории Фуртунэ, которые критиковали политику Санду и правительство. За месяц до голосования полиция провела порядка 3 тыс. обысков у представителей оппозиции. Свыше 30 тыс. человек были обвинены в электоральной коррупции.Наблюдатели и представители оппозиции оценивали избирательную кампанию по‑разному. Посол России в Кишинёве Олег Озеров охарактеризовал кампанию так: «Более грязной избирательной кампании я не встречал. Я во многих странах работал и жил, в таких, которые длительное время считались образцами демократии, в том числе во Франции, в Англии приходилось бывать Но по степени лжи, наветов и передёргивания фактов, конечно, молдавская кампания меня удивила».
Дипломат также отверг утверждения молдавских властей о якобы имевшем место вмешательстве России в выборы. Он отметил: «Фантазии людей, которые выдвигали эти обвинения, не было конца. И 10 тыс. военных с дипломатическими паспортами. Вмешательство здесь было и с украинской стороны, якобы Россия хочет превратить Молдову в Ливан. Более фантастических изобретений я, честно говоря, никогда не слышал».
К предстоящему голосованию власти Молдавии не допустили наблюдателей из ряда стран, включая представителей России. По мнению Озерова, такое решение ставит под сомнение прозрачность избирательного процесса.
Руководитель оппозиционной Партии социалистов Республики Молдова Игорь Додон указал на действия властей в преддверии голосования: «Санду и её правительство действуют, как бандиты, за день до голосования снимая с выборов оппозиционные партии через подконтрольную им ЦИК». Сторонники Додона провели у здания Центральной избирательной комиссии демонстрацию протеста.
Додон также выдвинул обвинения в адрес властей в отношении манипуляций с распределением избирательных участков. По его словам, участки сокращались в тех районах, где у оппозиции невысокая поддержка, и увеличивались в других местах. Он подчеркнул, что значительная часть результата выборов будет определяться на участках в западных странах, куда направлена почти треть всех избирательных бюллетеней. В качестве исторического примера он напомнил о президентских выборах прошлого года, когда Майя Санду, по итогам голосования внутри страны проигравшая, получила второй срок преимущественно за счёт голосов молдавских трудовых мигрантов.
Ранее лидеры крупнейших оппозиционных партий обвиняли власти в фальсификации голосования и референдума на зарубежных участках и выступали против включения их итогов в конституционные нормы. В предстоящих выборах оппозиция намерена усилить наблюдение за процессом голосования за рубежом.
Внутри страны планируется напечатать около 2,7 млн бюллетеней для голосования. В России, где проживают сотни тысяч граждан Молдавии, как и в прошлом году откроются два избирательных участка в посольстве Молдавии в Москве. На этих участках смогут проголосовать не более 10 тыс. человек. Кроме того, власти приняли решение сократить почти втрое количество участков в Приднестровье для его жителей.
Додон выразил сожаление в связи с тем, что, по его словам, давление на оппозицию поддержали западные партнёры Санду. В предвыборный период Кишинёв посетили с визитами председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, глава Европейского совета Антониу Кошта, президенты Франции и Румынии Эмманюэль Макрон и Николае Чаушеску, канцлер Германии Фридрих Мерц, премьер‑министр Польши Дональд Туск и другие европейские официальные лица, которые, как указывается, открыто призывали поддержать партию Санду. В ответ на обращения Кишинёва санкции против отдельных оппозиционных политиков ввели Европейский союз, Канада, Польша, Румыния и другие государства.
Свежие комментарии