На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Царьград

6 294 подписчика

Свежие комментарии

  • Сергей Храмов
    Не надо прекращать такие массированные ракетные удары по Украине особенно вдлизи Молдавиии. Что бы видели Румыны и на...Ночь летающих "Ки...
  • Сергей Храмов
    Не надо прекращать такие массированные ракетные удары по Украине особенно вдлизи Молдавиии. Что бы видели Румыны и на...Ночь летающих "Ки...
  • Сергей Храмов
    Не надо прекращать такие массированные ракетные удары по Украине особенно вдлизи Молдавиии. Что бы видели Румыны и на...Ночь летающих "Ки...

Игры Русского мира: До изнеможения и с братской любовью

Вначале, пожалуй, поговорим о киле. Если коротко – это древняя забава с мячом. Руководитель Русского Культурного Центра «СТОГЛАВ», член Общественного движения «Царьград» Всеволод Чухаркин рассказал, что килу, можно сказать, заново явили миру, вывели из небытия. Вывели через исследования, через источники, упоминания, развили и популяризировали.

Кила – это не общее русское название игры. Например, нашли несколько упоминаний, что на севере ее называли именно так. На юге она называлась шалыга, а где-то обозначали просто: игра в мяч,

- говорит Всеволод Чухаркин.

От Адама и Евы

Игра в мяч – одна из древнейших забав. По словам эксперта, игры, очень похожие на килу, есть в Японии, в Китае, во многих европейских странах, на Кавказе. Это говорит о том, что игра в ее первозданном виде появилась в буквальном смысле на заре человечества.

Возможно, когда-то маленькие дети Адама и Евы взяли, скатали из чего-то мячик, взяли палку, пошли играть,

- считает Всеволод Чухаркин.

Та кила, в которую мы играем сейчас – это ее осовремененный вариант. Почему? По словам эксперта, после революции в России планомерно уничтожалось традиционные народные игры - то, что сейчас условно называется термином этноспорт. Но при этом началась популяризация спорта англосаксонской системы. Однако англосаксонский мир (и, конечно, спорт – как его часть) отличается от Русского мира по многим критериям. И это отнюдь не только вопросы политики и экономики – речь идет в первую очередь о духовных ценностях.

У нас издревле духовные ценности превалируют, братская любовь. Мы вовне стараемся нести мир, они вовне несут выгоду. Именно поэтому они приходят в Северную Америку и устраивают геноцид 98 процентов коренного населения. А что было, когда в Центральную Россию, где жили финно-угорские народы, пришли наши далекие предки, еще некрещеные, но имевшие блеклую версию веры Иафета и Ноя? Археологически не подтверждено ни одного столкновения, какого-либо конфликта силового. Мы приходили, селились где-то рядом, и потихонечку финно-угры растворились в огромном славянском море. И при этом мы сохранили топонимику: огромное число названий рек имеет финно-угорское происхождение,

- говорит эксперт.

Игра без победителей

Именно по причине тотального насаждения англосаксонской системы спорта (и столь же тотального насаждения чуждых нам духовных ценностей) сейчас очень сложно интегрировать древние русские игры в современные реалии. Весь наши национальные забавы даже нельзя считать спортом в том смысле, как мы понимаем это слово. В англосаксонской концепции спорта ценятся лишь победы, добытые любыми правдами и неправдами. В концепции Русского мира – все с точностью наоборот.

В русских играх никогда не ставилась во главу угла цель победить. Краеугольными факторами были такие вещи как взаимовыручка, вовремя подставленное братское плечо, вовремя и метко сказанная добрая товарищеская шутка. Одним словом, дружеские поступки. То есть, здесь в игре нет победителя. Кто взял мяч — становится ведущим. Потом я выбил мяч – я становлюсь ведущим. И так по кругу до изнеможения. Здесь нет победителей, и в то же время все победители, понимаете? Именно поэтому очень многие древние русские игры сложно интегрировать в современное общество,

- рассказывает Всеволод Чухаркин.

Исторически в килу играли следующим образом. Во-первых, это происходило на Масленицу либо на свадьбу. Во-вторых, играли всегда деревня на деревню, причем целый день до изнеможения. Задача одна-единственная: до вечера, до заката, занести мяч через поле, через перелесок, овраг, ручей – в соседнюю деревню или село. Как вариант – на паперть храма положить, но не во всех населенных пунктах были храмы. После игры все идут петь, гулять, плясать. Соответственно, нет очков, голов, нет никакого тайминга.

В нынешних реалиях такая игра вряд ли возможна, поэтому ее правила были адаптированы к современным условиям и, если вкратце, выглядят следующим образом. Цель – занести мяч в так называемую зачетную зону – «город». С земли мяч можно поднять только ногами, а занести в «город» - исключительно руками. Разрешены силовые элементы, но в ограниченном виде: например, можно схватить игрока оппонирующей команды, оттолкнуть, однако запрещены амплитудные броски и удары.

Общество «Царьград» занимается популяризацией этой древней игры. Так, в декабре прошлого года в Щелково прошел первый в истории кубок «Царьграда», в котором принимали участие команды из разных русских городов: Самары, Москвы, Владимира, Вологды, Торжка, Екатеринбурга.

На бой – с мирным духом

Также «Царьград» на фестивале «Русский мир» в Сергиевом Посаде  организует кулачные бои – эта русская традиция, как и многие другие, уходит корнями вглубь веков. На южные границы русских княжеств в 9-10 веках постоянно нападали кочевники. Их главной ударной силой была легкая конница, поэтому нападения случались, как правило, весной, после схода снега – чтобы конному войску не было препятствий в дороге. Чтобы встречать неприятеля, что называется, во всеоружии, чтобы сохранять воинские навыки, возникла традиция зимних коллективных боев между княжествами. Со временем опасность нападения кочевников исчезла, но традиция групповых и индивидуальных поединков сохранялась и, более того, развивалась.

Действительно, у нас любили подраться. Но, во-первых, перед каждой сходкой часто проводилась какая-то разминка, чтобы задать верный тон. Чтобы люди не сразу сходились и начинали бить по лицу друг другу, бытовали такие разминочные перетяжки, толкания. Всё это было весело, забавно. Собственно, это мы покажем на «Русском мире», с этого начнем. Но и сам бой тоже не был каким-то смертоубийством. Да, бились крепко, но, по воспоминаниям стариков, все расходились живые и здоровые. И если кто-то наносил оппоненту существенные повреждения, то они отходили сразу в сторонку, кланялись друг другу, просили прощения. То есть это не было похоже на драку футбольных фанатов,

- говорит Всеволод Чухаркин.

Несмотря на то, что сшибки порой бывали очень жесткими, соблюдались незыблемые правила. Так, никогда нельзя было добивать лежачего. Также поединок останавливался, если у одного из противников появлялась кровь.

В русской традиции даже отношение к противнику другое – в отличие от многих зарубежных воинских культур.

Когда смотришь на Федора Емельяненко, видно, что он выходит на поединок смиренно, с молитвой. Выходит на бой с мирным духом и из боя выходит с мирным духом, и неважно, выиграл он или проиграл…,

- приводит пример Всеволод Чухаркин.

Мы - хранители

Наверное, символично, что 12 мая, в день открытия фестиваля «Русский мир», будет отмечаться день рождения великого русского воина, святого благоверного князя Александра Невского. Точная дата появления Александра Ярославича на свет историкам неизвестна, и Святейший Патриарх Кирилл в 2009 году предложил считать 12 июня условным днем его рождения. А в 2014 году президент Владимир Путин подписал указ, согласно которому 12 июня 2021 года мы будем отмечать 800-летие Александра Невского.

Напомним исторический контекст. В те далекие времена Русь была зажата между двумя сильными врагами: татарами с одной стороны, и носителями «европейских ценностей» - с другой. Воевать на два фронта означало потерять все. Александр Невский сделал стратегический выбор, понимая, что татарам нужны только дань и лояльность, а Западу – полное подчинение, подразумевающее в перспективе стирание национальной идентичности. Наверное, можно сказать, что Русский мир сохранился именно благодаря тому выбору…

Мы - хранители тысячелетней российской государственности. Россия для нас - единственная в истории человечества цивилизация Севера, освоившая огромные пространства Евразии, создавшая самое большое и богатое природными ресурсами государство в мире. Это - Третий Рим. Наследник Римской Империи, Константинополя, Царьграда. И это - Святая Русь, удел Пресвятой Богородицы,

- сказал основатель «Царьграда» Константин Малофеев.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх