На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Царьград

6 715 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерьян Смогловский
    Сама. Отказалась. От. Газа. Из. РОССИИ. АМЕРИКАНСКИЙ. ЛУЧШЕ. НО. ДОРОЖЕ. И. ОПУСТИЛА. ЕВРОПУ. ГОНИТЕ. ОНА. И. В. ГИНЕ...Экс-министр Кнайс...
  • Eduard
    Народ?У народа денег нет,ничего строить не могут!История будет пов...
  • Eduard
    Стрелятт пр толпе нужно,людей перебор на свете!История будет пов...

Всё должно было быть не так: Гениальная комедия Гайдая разгадана спустя годы

Не тот день, не тот год, не тот актёр - ну как работать в таких условиях? Но легендарный режиссёр Леонид Гайдай снял свою гениальную комедию "Не может быть!" - хотя всё должно было быть не так.

Когда вспоминают подробности создания одной из самых популярных советских кинокомедий, альманаха Леонида Гайдая "Не может быть!

" (1975) по произведениям Михаила Зощенко, всегда приводят случай со съёмок новеллы "Свадебное путешествие".

Тот самый, когда ради сохранения съедобного реквизита в целости и сохранности (сюжет развивается во время свадебного застолья) администрация пошла на хитрость: вместо чёрной икры поставила на стол охотничью дробь в масле, а съедобные блюда и продукты залила керосином. И товарный вид еда в кадре имела несколько суток, и соблазна у присутствующих на площадке резко убавилось.

Хрестоматийная, конечно, уже история - вот только одной ей примечательные факты о картине "Не может быть!" не исчерпываются.

Газета та - да день не тот…

Первая из трёх новелл, составляющая гайдаевский киноальманах, "Преступление и наказание" по одноимённой комедийной пьесе Зощенко, относится к числу кинопроизведений, время действия которых известно с точностью до дня.

С персонажем Михаила Пуговкина зритель знакомится в тот момент, когда заведующий магазином Горбушкин читает свежую газету. И на первой странице можно хоть и мельком, но отчётливо увидеть дату "Вторник, 21 августа 1927 года".

Завидная точность, так и хочется похвалить авторов киноленты, да вот только точность эта обманчивая. Совсем даже не точность, а неточность получается…

Дело в том, 21 августа 1927 года газета "Известия", которую гражданин Горбушкин изволил читать перед завтраком, действительно выходила - издание-то ежедневное. Вот только по календарю это был не вторник, а воскресенье…

Откуда закралась такая неточность в фильм Гайдая и с чем она связана - загадка, покрытая мраком и вряд ли уже имеющая шансы на разгадку.

Шесть лет - "две большие разницы"

А между тем перенос действия новеллы в 1927-й год противоречит внутренней драматургии и историческому контексту повествования Зощенко. Комедию "Преступление и наказание" писатель и драматург сочинил в 1933 году - и это было совсем не случайно.

Повествование начинается с того, что Горбушкин причитает над газетой - очень уж ему, банальному вору, не нравятся пропечатанное в прессе ужесточение наказаний для "расхитителей социалистического имущества". Потому и напал на него такой ужас, когда в квартире появился красноармеец и "пригласил немедля" к следователю.

Зрители и читатели комедии Зощенко понимали, о чём речь: в 1932 году вышло постановление ЦК ВКП(б) "Об охране имущества государственных предприятий, о преступлениях расхитителей и наказаниях для них". И что грозило этим расхитителям, современники Зощенко понимали прекрасно - как понимали и готовность супруги персонажа начать жизнь "с нуля". Ведь шансов на возвращение Горбушкина от следователя по этой "статье" было немного…

В 1927 году, в августе ли, в каком другом ли месяце, подобного шока и трепета у Горбушкина и его домочадцев быть не могло - государство ещё не взялось со всей строгостью социалистической законности за расхитителей. И уж "высшей меры" расхитители точно тогда могли не бояться.

Так что со временем действия первой новеллы Леонид Гайдай промахнулся. Впрочем, фильм как художественный продукт от этого хуже не стал, а профессиональным историкам не впервые смиряться с сознательными искажениями или невольными ляпами по поводу прошлого.

Отказ, которого никто не ждал

Ещё одно недоразумение в истории создания киноленты "Не может быть!" связано с актёрским составом.

Творческий тандем Леонида Гайдая и Юрия Никулина является одним из самых известных в отечественной культуре XX века: выдающийся режиссёр и великий артист поработали вместе в 8 картинах. Но последний их совместный проект датируется 1971 годом - после телефильма "12 стульев" Гайдай и Никулин никогда не сотрудничали.

Начался разлад с фильма "Иван Васильевич меняет профессию" (1973) - Гайдай придумывал концепцию и писал сценарий по булгаковской пьесе, исходя из установки, что роли поменявшихся местами и эпохами царя Иоанна IV Грозного и управдома Бунши исполнит именно Никулин. Никаких сомнений в верном соратнике у режиссёра не было - как вдруг после ознакомления со сценарием Юрий Владимирович категорически отказался от щедрого предложения "один фильм - две роли".

На роль жениха Никулина не звали, на роль папаши сам не пошёл

Что ж, нет худа без добра: утверждённый на роли Юрий Яковлев блестяще справился с творческой задачей. А Гайдай снова предложил Никулину поработать вместе, как раз в альманахе "Не может быть!", в финальной новелле "Свадебное происшествие". На этот раз актёр вроде бы согласился, были даже отсняты фотопробы на роль, но затем снова отказался, сославшись на большую занятость в цирке.

Не будучи свидетелем взаимоотношений Гайдая и Никулина, невозможно с уверенностью утверждать, что режиссёр обиделся на актёра. Но факт есть факт: больше Никулин в гайдаевских картинах (а их было ещё шесть) не появлялся.

Ещё одной побочной интригой является вопрос, на какую же роль приглашал Никулина Гайдай.

Можно встретить "в интернетах" версию, будто Леонид Иович звал Юрия Владимировича сыграть главного романтического героя новеллы, незадачливого жениха Володю Завитушкина, роль которого в итоге сыграл Леонид Куравлёв.

Однако вероятность этого крайне низка. К моменту съёмок Никулину было уже почти 55, и он не соответствовал типажу легкомысленного повесы, решившего жениться на третий день знакомства, но не узнающего невесты без шубки и шапки. Куравлёв, к слову, был на 15 лет моложе.

А вот Георгий Вицин, коллега Никулина по легендарному трио "Вицин-Моргунов-Никулин", был старше Юрия Владимировича на 4 года, то есть находился в той же "возрастной категории".

Поэтому наиболее логичным представляется наиболее распространённая версия - Гайдай первоначально звал на роль папаши невесты Никулина, а после отказа пригласил Вицина.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх