
В Узбекистане наличные частично окажутся вне закона уже в 2026 году. Параллельно похожие процессы развиваются и в Европе. Этот спорный иностранный опыт скоро попытаются протащить в Россию, считает Антон Любич.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал указ, направленный на сокращение теневого сектора экономики.
Документ предусматривает поэтапный отказ от наличных расчётов при покупке социально и финансово значимых товаров. С 1 апреля 2026 года оплатить наличными будет невозможно алкогольную и табачную продукцию, недвижимость, автомобили, а также товары стоимостью свыше 25 млн сумов (около 160 тыс. рублей). Одновременно торговые точки и предприятия сферы услуг обязаны будут обеспечить приём безналичных платежей, в том числе через QR-коды.Власти намерены к 2030 году сократить объём скрытой экономики в 1,3 раза, увеличить долю безналичных операций до 75% и довести уровень официальной занятости населения до 64%. В Ташкенте рассчитывают, что эти меры повысят экономическую прозрачность, снизят коррупционные риски и улучшат позиции страны в международных рейтингах. Этот курс Узбекистана в программе "Вечер с Юрием Пронько" на канале Царьград прокомментировал экономист Антон Любич.
"Иногда возникают ситуации экстренной необходимости"Таким образом, наличные в центральноазиатской республике частично окажутся вне закона. Параллельно похожие процессы развиваются и в Европе. Эксперт предположил, что этот спорный иностранный опыт скоро попытаются протащить и в Россию:
Я думаю, что, конечно, попытки этот опыт протащить в нашу страну будут.
Об этом уже делались заявления, неоднократно. Обязательно нам приведут примеры, скажут: а вот, дескать, в Европе вводят такие ограничения, а вот в Узбекистане… Поэтому, как я и говорю, это, безусловно, обязательно попытаются протащить. Я ни разу не слышал, чтобы какой бы то ни было запрет вводился с формулировкой "в целях ограничения прав граждан". Или, скажем, так: "Мы вводим такие-то ограничения гражданских прав неугодных нам лиц".Всегда все ограничения принимают под предлогом борьбы с коррупцией, с наркоторговцами, мошенниками или террористами, то есть как бы во благо народа и для всеобщего счастья, указал собеседник "Первого русского".
А потом мы видим, что террористы как-то обходят эти запреты, а вот обычные люди их не обходят. Понятно, что в большом количестве операций снижается доля наличных. Это нормально. Конечно, носить бумажные или тем более металлические деньги в XXI веке уже выглядит определённым анахронизмом. Но мы прекрасно понимаем, что иногда возникают ситуации экстренной необходимости, когда отключаются электронные системы, когда подавляется интернет, и у людей должны быть возможности совершать денежные операции. Поэтому какой-то определённый лимит точно должен быть,
- констатировал экономист.
Что по поводу запуска цифрового рубля?Ранее эксперт по финансовой безопасности Тимур Аитов поделился в разговоре с Царьградом ощущением, что Центробанк России в конечном итоге провалит проект запуска цифрового рубля:
Посмотрите, никаких особых успехов нет сегодня. И банки уже начали предлагать альтернативы. Они же тоже газеты читают. Вот [президент США Дональд] Трамп вообще запретил в Америке цифровой доллар. И наши банки уже вбросили идею: давайте, мол, сделаем российский стейблкоин. Сами будем его эмитировать, сами раздавать и так далее. Но это такая идея, которую наверняка [председатель ЦБ] Эльвира Сахипзадовна [Набиуллина] запретит.
Отметим, в будущем Центробанк намерен применять цифровой рубль не только для выплат, но и для начисления средств в федеральный бюджет. Цифровой рубль представляет собой третью форму национальной валюты России в дополнение к наличным и безналичным средствам. Пилотный запуск этого проекта стартовал 15 августа 2023 года, сейчас он внедряется в бюджетный процесс постепенно.
Изначально его планируют использовать для отдельных выплат из федерального бюджета, таких как социальные пособия и субсидии. Также будут разрабатываться методы приёма цифрового рубля при оплате налогов и сборов. В дальнейшем ожидается, что система упростит и ускорит расчёты между государством, бизнесом и гражданами, что приведёт к снижению транзакционных издержек и повышению прозрачности движения бюджетных средств.
Свежие комментарии