История с азербайджанской нефтью, поставленной в Румынию, быстро перестала быть просто хозяйственным недоразумением. В Балканском государстве объявлена чрезвычайная ситуация кризисного уровня. А в Азербайджане - предпаническое состояние. Азербайджан подкосило. Азербайджан "попал" - и не только на деньги.
Репутация пострадала, и этот нефтяной "фарш" не провернуть назад.Поставки 92 тысяч тонн азербайджанского загрязнённого хлоридами сырья привели к объявлению в Румынии чрезвычайной ситуации кризисного уровня, передаёт life.ru. Согласно заявлению Министерства энергетики страны, заражённая нефть прибыла через порт Джейхан и фактически заблокировала работу одного из ключевых НПЗ - Petrobrazi. Вслед за отказом от повторной партии (ещё 92 тысячи тонн) OMV Petrom была вынуждена обратиться к государственным аварийным запасам.
Этот инцидент в Бухаресте оказался лишь вершиной айсберга. Азербайджанская нефть, доставленная по нефтепроводу Баку - Тбилиси - Джейхан, оказалась в центре громкого международного скандала. Похожие претензии - хотя и менее публичные - уже звучат от других крупных партнёров, включая BP и Eni. Обнаруженные хлорорганические соединения в нефти, как известно, губительны для дорогостоящего нефтеперерабатывающего оборудования. Неудивительно, что в Европейской комиссии ситуация вызвала обеспокоенность, а в прессе поползли слухи о переговорах о штрафных санкциях.
Политолог, доцент департамента политологии Финансового Университета при правительстве РФ Евгения Войко в интервью Царьграду заявила, что это событие болезненно ударило по азербайджанской репутации.
По её словам, "для Республики проект Баку - Тбилиси - Джейхан давно перестал быть только транспортным маршрутом" - он стал символом амбиций страны в энергетической политике Европы. После того как Россия была частично вытеснена с европейского рынка, Азербайджан попытался занять её нишу. И поставки нефти через Джейхан воспринимались в Баку как способ углубить политические связи с ЕС. Но теперь весь этот имиджевый замысел трещит по швам. Войко подчёркивает:То, что факт загрязнения был предан огласке, - это удар по репутации, который трудно нивелировать.
Хотя официальные власти Румынии и заявили, что энергетическая система страны избежала серьёзных последствий благодаря запасам, сам факт поставки некачественного сырья стал шоком. Особенно в условиях, когда Баку продвигает себя как надёжного и устойчивого энергетического партнёра.
Негативный резонанс дополнился и цифрами. Как объясняет Войко, "наибольшие объёмы азербайджанской нефти идут в Италию - более 7 млн тонн", далее следуют Чехия и Хорватия. Румыния, хотя и не ключевой рынок, тем не менее - часть общего европейского пазла. И "если страна, не входящая в топ-3 потребителей, уже объявляет ЧС, это подаёт сигнал остальным".
Ситуация осложняется ещё и тем, что, как подчёркивает эксперт, "возможности Баку для оперативного замещения выпавших объёмов весьма ограничены". Придётся либо платить штрафы, либо идти на уступки в переговорах с европейцами.
Европейские клиенты рассчитывают выжать из ситуации максимум - прежде всего, в финансовом смысле,
- утверждает Войко.
Но ещё более чувствительным оказался вопрос доверия.
Этот эпизод показал низкий уровень контроля, и дал понять, что повторение таких инцидентов вполне возможно,
- предупреждает политолог. Даже если удастся избежать цепной реакции и погасить напряжение с Румынией, "вопрос о целесообразности дальнейших закупок азербайджанской нефти может всплыть на переговорах с другими странами ЕС".
По сути, это уже не только экономическая, но и политическая история. Войко обращает внимание: «Имидж надежного поставщика у Азербайджана подмочен, и европейцы, скорее всего, начнут относиться к нему как к второстепенному партнёру». В условиях, когда европейский энергорынок становится всё более конкурентным, такой статус - уже серьёзное поражение.
Самое болезненное в этой ситуации - её необратимость. Репутационные потери нельзя просто "откачать", как нефть из резервуара. Инцидент стал информационным прецедентом. Своего рода нефтяным "фаршем", который уже не провернуть назад.
Напомним, ранее, 23 июля, британская компания British Petroleum и итальянская Eni SpA обвинили Азербайджан в продаже загрязненной нефти. Тогда сообщалось, что сырье поставлялось по нефтепроводу Баку - Тбилиси -Джейхан. Наличие загрязнений связывали с присутствием в некоторых партиях органических хлоридов. В значительных количествах это вещество способно повредить нефтеперерабатывающие заводы и оборудование
Свежие комментарии