Встреча двух понтификов
Знаете, что такое «понтифик»? Нет, конечно же, то, что именно так исторически именуют Римских пап, известно многим. Но каково изначальное значение этого слова? Ответ нетривиален: в буквальном переводе с латыни pontifex – это... «строитель мостов». Ещё в Древнем Риме так называли языческих верховных жрецов, а одно время «понтификами» именовались и древнеримские цари.
Впоследствии, уже в V веке от Рождества Христова, этим словом стали называться Римские епископы, папы. Хотя сам этот термин вполне применим и к тем современным светским правителям, кто наводит мосты – как в переносном, так и в буквальном смысле. Ну а после возведения легендарного Крымского моста Владимир Путин стал подлинным понтификом. И потому сегодняшняя встреча в Ватикане – не просто саммит двух глав государств, самого большого в мире и самого маленького, но настоящая встреча... двух понтификов.
Во время визита президента РФ Владимира Путина в Италию и Ватикан. Фото: ALESSANDRO DI MEO / POOL / ТАСС
Этот визит Владимир Путина в Ватикан - уже шестой за без малого 20 лет. Половина поездок главы Государства Российского в Италию сопровождалась посещением Ватиканского холма, с которым в декабре 2009-го Россия установила полноформатные дипломатические отношения. За это время сменились уже два Римских папы: Иоанн Павел II отошёл в мир иной, а Бенедикт XVI, с которым российский президент быстро нашёл общий язык в силу немецкого происхождения папы, в 2013 году отрёкся от престола.
Папа Франциск принял Владимира Путина у себя в резиденции уже в третий раз. И если встреча 2013 года была, скорее, знакомством, то последние две, 2015 года и сегодняшняя, сопровождались обсуждением весьма непростых вопросов. Увы, президентская пресс-служба предельно лаконично описывает эти встречи, но факт остаётся фактом: речь шла о положении христиан на Ближнем Востоке и ситуации на Украине.
Геополитика Ватикана
И здесь стоит отметить два малоприятных для Ватикана факта. Первый – это его, мягко говоря, далёкое от христианского идеала поведение в той же Сирии. Об этом в феврале 2019 года в ходе визита в Россию Телеканалу «Царьград» рассказал один из лидеров православного сообщества Сирийской Арабской Республики Элия Атыйе, также занимающий должность почетного консула Бельгийского Королевства в Сирии. В эксклюзивном интервью нашему каналу он отметил весьма неприглядную роль Ватикана в сегодняшней ситуации на Ближнем Востоке:
Среди многих представителей западного христианства распространена идея, что если восточные христиане покинут Иерусалим, Святая земля как христианская колыбель прекратит своё существование, и тогда Рим, Ватикан станет новым центром христианского мира. При внимательном рассмотрении ситуации мы видим обострение противостояния, я бы даже сказал войны между западной Римско-католической церковью и восточной Православной. Борьбы, сильно обострившейся именно в последнее время.
Более того, по словам господина Атыйе, в той «гуманитарной» помощи, которую Ватикан активно оказывает Сирии, очевиден прозелитический момент. И если та же Россия, помогая сирийцам, никогда не разделяет православных и сиро-яковитов, католиков и протестантов, мусульман-суннитов и мусульман-шиитов, то Ватикан в этом вопросе куда более «разборчив»: «Представители Римско-католической церкви с готовностью предоставляют большие суммы денег, но с условием, чтобы только это было передано не православной общине. Когда речь заходит о Православии, помощь прекращается и вообще не выделяется».
Второй неприятный для наших отношений с Ватиканом факт – католическая экспансия в русские земли. Это касается не только событий далёкой древности, когда ещё в XIII столетии латинские крестоносцы пытались насильно обратить русские земли в свою веру (но благодаря подвигу благоверного князя Александра Невского им это не удалось). И даже не того, как в веке XVI римо-католики по живому разделили Русскую Церковь, навязав западнорусским землям Брестскую унию (после которой вместе с польско-литовскими оккупантами периода Смутного времени в Россию прибыли многочисленные католические «миссионеры»). Речь о событиях новейшей истории и дня сегодняшнего.
В начале XX века именно подчиняющиеся Ватикану униаты-грекокатолики активно продвигали идею вторжения австро-венгерских войск в Малороссию, отделения её от Российской Империи, а также раскола Русской Церкви на этой территории (в полной мере реализованного только после крушения СССР).
Фото: S.Borisov / Shutterstock.com
Так, на совещании в Вене накануне Первой мировой войны глава униатов митрополит Андрей (Шептицкий) предлагал:
Как только победоносная австрийская армия пересечёт границу Украины, чтобы отделить эти области от России, придать им характер независимой и чуждой царской державе национальной территории. Для этой цели должны быть использованы все украинские традиции. Великорусские московские святые должны быть удалены из календаря. Единство Украинской церкви будет сохранено или достигнуто, а её отделение от Российской Церкви будет решительно и полностью утверждено.
Впоследствии те же униаты были авангардом украинских нацистов времён Великой Отечественной войны. Их роль в формировании дивизии СС «Галичина» и всевозможных бандеровских организаций, чьи преступления открыто благословлял тот же митрополит Андрей (Шептицкий) и подчинявшиеся ему грекокатолические клирики, сложно переоценить.
Также и в Евромайдане конца 2013-го – начала 2014 годов, приведшем к государственному перевороту и ввергшем Украину в братоубийственную гражданскую войну, роль униатов очевидна и весьма велика. Так, одним из идеологов Евромайдана стал президент Украинского католического университета грекокатолический епископ Борис (Гудзяк), а студенты этой униатской «кузницы кадров» приняли активнейшее участие в майданных событиях.
Таким образом, геополитика Ватикана всегда выстраивалась в антиправославном и, что существенно, русофобском ключе. Да, это не всегда делалось руками самих римо-католиков, в частности, пресловутых иезуитов, членом ордена которых является папа Франциск. Куда чаще грязную работу делали и делают «пасынки Ватикана» – грекокатолики-униаты. Но факты остаются фактами.
Последует ли за «Гаванской встречей» Московская?
Да, на широко известной Гаванской встрече папы Франциска с Патриархом Кириллом в феврале 2016 года в подписанной и обнародованной совместной декларации предстоятелей Римско-католической и Русской Православной Церквей сам метод «униатизма» был публично осуждён:
Очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем её отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства.
Однако после этой встречи прошло уже почти три с половиной года, а Украинская грекокатолическая церковь (УГКЦ) только усилила свой натиск на Восток. И папа Франциск их как поддерживал, так и поддерживает. И уже завтра-послезавтра, буквально сразу после отъезда Владимира Путина из Ватикана, папа Франциск примет большую униатскую делегацию во главе с предстоятелем УГКЦ митрополитом Святославом (Шевчуком). Уже было сделано заявление, что глава Ватикана планирует «выразить близость к УГКЦ, которая осуществляет пастырское служение как на родине, так и в различных регионах мира». То есть, по сути, поддержать грекокатолическую экспансию.
И в этих условиях было бы очень странным, если бы глава Государства Российского пригласил своего Ватиканского «коллегу» в Москву (что активно анонсировалось многими СМИ после того, как сам папа Франциск высказал пожелание «заехать в Россию»). Формально этому ничего не препятствует: наши страны имеют дипломатические отношения, а потому папа Франциск вполне мог бы совершить именно государственный визит. Однако это – не визит английской королевы, которая лишь формально возглавляет Англиканскую церковь.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и папа римский Франциском I. Фото: patriarchia.ru
Гипотетический приезд Римского папы в Москву, если бы таковой когда-либо состоялся, стал бы поистине беспрецедентным межконфессиональным событием. Однако, учитывая трагическую историю отношений наших Церквей, а также сегодняшние непростые реалии на той же Украине, этот визит не может свершиться без одобрения со стороны Московского Патриархата. Так, когда совсем недавно в евроинтегрированную и натовскую, но по-прежнему православную Болгарию папа Франциск позволил себе приехать без согласования с Болгарской Церковью, это вызвало недовольство миллионов православных людей. Очевидно, в случае с Россией масштабы недовольств были бы куда более значительными.
И именно поэтому деликатность Владимира Путина, который в ходе встречи с главой Ватикана воздержался от приглашения папы Франциска в Москву, наглядно демонстрирует, что президент прекрасно осведомлён обо всей сложности наших отношений с Ватиканом. А главное, отлично понимает, что диалог с католиками сегодня вполне можно вести и без столь любимых папой Франциском театральных жестов. В том числе – в режиме онлайн. Тем для обсуждений – предостаточно, однако для этого совсем не нужны столь громкие вояжи, которые могут внести смуту и разделение в русское православное общество.
Свежие комментарии