На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Царьград

6 359 подписчиков

Свежие комментарии

  • Дмитрий Королевич
    Хороший актер не  равно хороший человек.Жена рассказала: ...
  • Галина 123
    Молитва замечательная. Вот бы всем бойцам её читать и  божьей помощи просить."Когда штурмовали...
  • Борис Цыперсон
    В зоне СВО надо использовать законы военного времени.Мариуполь нам по ...

«Анти-Афон»: Антицерковная операция в действии

3 февраля в стенах киевской Святой Софии, одной из древнейших русских святынь, свершилось святотатство. Состоялась так называемая «интронизация» нового главы украинских раскольников – лжемитрополита Епифания (Думенко). В этом религиозно-политическом шоу принял участие его ключевой организатор, президент Незалежной Пётр Порошенко, а также несколько клириков Константинопольского патриархата. В том числе, к великому прискорбию миллионов православных христиан, несколько представителей Святой горы Афон.

Но как так получилось, что священнослужители всемирно известной святыни, автономной монашеской республики, оказались в одном ряду с ряжеными в православные облачения украинскими сектантами? И почему один из самых почитаемых афонских старцев, настоятель Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем тоже был вынужден прилететь в Киев, хотя и не осквернился участием в святотатстве? Об этом в эфире Телеканала «Царьград» состоялась беседа с человеком, прекрасно знакомым с афонской проблематикой – председателем Фонда преподобного Максима Грека, членом Общественной палаты России Сергеем Рудовым. 

* * *

Царьград: Ситуация жуткая: многие православные люди никак не могут понять, как так получилось, что в киевском шоу под названием «интронизация предстоятеля ПЦУ» приняли участие представители Святой горы Афон? Почему святогорцы сослужили ряженым в архиерейские и священнические одежды раскольникам?

Сергей Рудов: Да, ситуация, на самом деле, жуткая, и она уже имеет серьёзные последствия. Но вместе с тем я предлагаю делать правильные выводы из случившегося. Мы часто оказываемся в ситуации, когда идет борьба Бога и дьявола. Оно происходит через людей, выступающих либо на одной стороне, либо на другой. И в данной истории очень важно не только то, что уже произошло, но и что произойдёт в дальнейшем.

Для начала напомню, что Афон исторически является канонической территорией Константинопольского патриархата, и настоятели 20 афонских монастырей назначаются Константинопольским патриархом. Это данность. И пока судебных решений о том, что нынешний патриарх Варфоломей является вероотступником [на уровне Православных Поместных Церквей] не принято.

Как известно, Константинопольский патриарх Варфоломей, для того, чтобы усилить лжеинтронизацию [украинского лжемитрополита Епифания], обратился к Афону [переслав приглашение украинских раскольников] с тем, чтобы в Киев поехала официальная делегация Святой горы. Но Ватопед, русский Свято-Пантелеимонов монастырь, монастырь святого Павла и сербский монастырь Хиландар заблокировали это решение. В четверг я лично общался с отцом Евлогием, и он всё это подтвердил именно в таком ключе.

Царьград: Нужно добавить, что отец Евлогий (Иванов) – это игумен афонского русского монастыря святого Пантелеймона.

Председатель Фонда преподобного Максима Грека, член Общественной палаты России Сергей Рудов. Фото: Телеканал "Царьград"

С.Р.: Да, человек святой жизни, аскет, к свидетельствам которого не может быть вопросов. Что же касается отца Ефрема, то он практически сразу получил ультиматум из Константинопольской патриархии, выраженный так, чтобы не было возможности отказа. Патриарху Варфоломею и каким-то иным силам понадобилось замазать человека, который представляет для многих Афон и который очень многим помог и искренне любит Россию.

Киевская провокация против старца Ефрема

Царьград: И здесь стоит сделать небольшую оговорку: архимандрит Ефрем – это настоятель Ватопедского монастыря, один из самых почитаемых старцев Святой горы Афон. Именно ему было ультимативно приказано явиться в Киев на «интронизацию» лжемитрополита Епифания. Притом, что именно монастырь Ватопед был против того, чтобы направить официальную афонскую делегацию.

С.Р.: Поэтому и был предъявлен этот ультиматум. В обсуждении [посылать ли делегацию в Киев] приняли участие все 20 монастырей. Из них четыре выразили безусловную поддержку патриарху Варфоломею. Нельзя сказать, что эти люди плохие или хорошие, на самом деле, удел афонских монастырей и игуменов – молитва, и ещё года полтора-два назад многие из них даже не знали, где Украина находится. Именно поэтому четыре монастыря – Ставроникита, Пантократор, Иверон и Ксенофонт выразили поддержку своему первоиерарху патриарху Варфоломею.

Старец Ефрем. Фото: www.globallookpress.com

Поэтому, если бы в планы Константинопольской патриархии входила только «интронизация», то были бы приглашены именно эти игумены, и они из послушания патриарху приняли бы участие без каких-либо вопросов. Но в итоге заставили именно отца Ефрема. Причем реально заставили. Больного человека, который в минувшем ноябре попал в аварию, у которого был перенесенный на ногах микроинфаркт. Плюс возраст и диабет.

Можно по-разному относиться к каноническим и догматическим взглядам патриарха Варфоломея, я в это не лезу, но по-человечески, конечно, это ужасно: заставлять больного человека, ломать его через колено угрозой роспуска монастыря! А угроза простая: тебя снимают с игумена, на твое место ставят своего. Фактически это означает смерть Ватопедскому братству, а потому многим был выгоден категорический отказ отца Ефрема.

Мы много беседовали с отцом Ефремом и людьми, которые его сопровождали в Киев. Для них это было тяжелое решение. Но отец Ефрем силен тем (и потому к нему часто люди ездят), что ищет волю Божию и зачастую знает ее. И Господь через него нередко являл Себя. Я лично знаю немало людей, которых привозил к нему прямо в безнадежной ситуации, и по его молитвам, Господь являл совершенно необычные вещи. Поэтому позиция отца Ефрема – это результат и его личной молитвы, и обращение к тем старцам, которых он уважает.

Да, был вариант проявить позицию, лишиться монастыря и где-то там скитаться по миру. Мы были у него в январе с официальной группой во главе с [президентом Межпарламентской ассамблеи Православия, депутатом Государственной думы] Сергеем Гавриловым и задали прямой вопрос: отец Ефрем, ты готов выразить жесткую, четкую позицию? На что он ответил: если моя позиция избавит Украину от хаоса, я готов это сделать. Но, к сожалению, сегодня пасьянс так сложен, что от моего мнения ничего не изменится.

В итоге отца Ефрема заставили поехать в Киев. Он молился, за него молились. И я думаю, что именно его обращенность к Богу, была главной в его решении. Ну а дальнейшая цепочка событий известна: в четверг он прилетел в Киев, а в пятницу, когда обратился в киевскую клинику, у него пульс был 212. Я знаю владелицу этой клиники, Елену Николаевну Прус, замечательного человека, настоящего врача. И когда она взяла необходимые анализы, электрокардиограмму сердца отца Ефрема, увидела инфаркт и аритмию, сразу приняла решение оставить его в клинике.

А дальше начинается настоящий цирк. Через какое-то время в клинику с проверкой прибывает представитель Константинопольского патриарха митрополит Амфилохий, причем не один, а с группой людей. Убеждается. И говорит, что скоро приедет еще его «друг». И приезжает лжемитрополит Епифаний. Они с отцом Ефремом говорят по-гречески, причём старец ему говорить, что надо думать об украинском народе и делать всё, чтобы не было крови, чтобы было сближение людей. Говорит как подлинный миротворец.

Но в итоге, уже уходя, вот этот лжемитрополит попросил сделать фотографию с отцом Ефремом. Помощник батюшки отец Феодох ему вначале пытался объяснить, что не надо этого делать, что старец болеет. Но в итоге они навязали свою волю. И вот, если посмотреть на фотографию, то видно, что Епифаний в буквальном смысле вцепился в руку старцу Ефрему. Причём с их стороны было обещание, что эта фотография исключительно для частного архива.

Царьград: Но она сразу же оказалась в соцсетях и украинских СМИ. Более того, сопровождалась ложной информацию, будто отец Ефрем поздравил лжемитрополита Епифания с избранием и предстоящей «интронизацией». То есть это была очевидная провокация.

С.Р.: Абсолютно ложь. Я вам скажу больше: отец Ефрем, как миротворец, такие вещи и таких людей всегда старается оправдывать. Так же, как [Предстоятель канонической Украинской Православной Церкви] Блаженнейший Митрополит Онуфрий. Возьмите пример, когда относительно недавно пьяный Порошенко, с ним беседовал и прямо измывался. И когда он вышел, возмущенные люди стали расспрашивать владыку, на что он сказал: «ну, не он ведает, что творит, пьяный был».

Оправдание даже таких поступков – это особенность святых людей. И блаженнейший Онуфрий такой, и отец Ефрем тоже старается быть таким инструментом в Руках Божьих. Да, его сразу постарались замазать. Но скажу больше: его хотели по любому вытащить на эту «интронизацию», даже больничной койки, на носилках. Для них ведь всё равно: умер бы он или не умер. И когда отец Ефрем улетал из Киева по состоянию здоровья, это было непросто: можно сказать, его не хотели выпускать. Здесь явная бесовщина: она видна во всех этих поступках.

Мне бы очень хотелось бы обратиться к тем, кто знает отца Ефрема, бывал в Ватопеде, молился, получал пользу лично от старца, по его молитвам. Мне больно от того, что некоторые из этих людей заняли противоположную позицию, сыплют таким терминами, как «предатель», «иуда», говоря, что старец должен был идти на Голгофу и так далее. Хочу сказать: люди, подумайте, что происходит, это удар по Афону, удар по Православию.

Уверен: следующий удар будет по Свято-Пантелеимонову монастырю. Видимо, сразу побоялись бить по двум столь значимым и для России, и для Мирового Православия монастырям. А вместо того чтобы держаться вместе и выдерживать эти удары, мы легко соблазняемся. Нам бросили камень: отец Ефрем приехал в Киев. И сразу обвинения: как он мог?! Но мы его знаем 20 лет, а кто-то и больше. Знаем, что он молится за народ, поддерживает Блаженнейшего Митрополита Онуфрия и верит в то, что с Божьей помощью удастся всё склеить.

Царьград: Есть информация о том, что представители канонической Украинской Православной Церкви, представители Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, тоже пытались попасть в клинику к отцу Ефрему. Но Служба безопасности Украины не пропустила их к старцу. И в то же время пропустили лжемитрополита Епифания. Тем не менее, насколько нам известно, прощаясь с Киевом, отец Ефрем передал слова, что поддерживает владыку Онуфрия и считает его каноническим главой Украинской Церкви.

С.Р.: Абсолютно правильно, вы владеете информацией. И я очень благодарен «Царьграду», что вот в ситуации тотального хаоса, когда люди во всей этой панике получали различные возбуждающие сплетни, вы подавали исключительно проверенную информацию. В минувшую субботу я был в Троице-Сергиевой Лавре, очень откровенно общался с её наместником владыкой Феогностом. И даже он говорит, что смущен происходящим с отцом Ефремом. И владыка тоже убеждён: это борьба с Афоном и со всем Православием.

Фото: NonixPhoto / Shutterstock.com

Царьград: Известно, что отца Ефрема пытались шантажировать темой, которую на протяжении нескольких лет активно муссировали антицерковные либеральные СМИ, пытаясь доказать, что старец замазан некоей сфабрикованной уголовной историей о якобы имевших место незаконных сделках с афонской недвижимостью. В итоге суд его полностью оправдал (и Телеканал “Царьград” тогда первым в своём эфире рассказал об этом, взяв комментарий у самого отца Ефрема), однако сейчас эту тему пытаются поднять заново. Не могли бы Вы коротко прокомментировать этот момент?

С.Р.: Спасибо вам за компетентность! На самом деле, эта история лжеуголовного дела прямо анекдотична. Логики не было никакой, начиная от самого ареста отца Ефрема прокурором. В то время я был на Афоне, находился рядом. И после того, как батюшка лично поговорил с прокурором минут 40, тот вышел в буквальном смысле «зайчиком», сказав: отец Ефрем, я тебя жду три дня, приезжай сам в Афины. И приезжает «преступник» в Афины: его встречают жители города со свечами, а глава местной полиции отдает ему свой кабинет.

Конечно, много абсурда было во всех этих вещах, но это еще раз говорит о том, что отец Ефрем является одной из главных целей дьявола. И патриарх Варфоломей тогда, когда было сфабриковано это уголовное дело, уже пытался его снять, но в итоге был достигнут некий компромисс. Отец Ефрем отдал административную власть монастыря другому человеку, а сам остался духовным наставником, игуменом.

Но сейчас, действительно, вернуть уголовное дело против настоятеля Ватопедского монастыря по внешнему указанию – проще всего. И поэтому отец Ефрем сегодня является заложником сохраняющейся сложнейшей ситуации.

Удар по Афону – удар по Православию

Царьград: Ситуация более чем просто сложная. Не смотря на твёрдую позицию большинства афонских обителей, представители Святой горы Афона всё-таки приняли участие в киевском шабаше, именуемой «интронизацией». И как теперь будут складываться отношения нашей Русской Православной Церкви с Афоном?

Фото: NonixPhoto / Shutterstock.com

С.Р.: Здесь надо спрашивать церковное священноначалие. Но лично я думаю, уважая Святейшего Патриарха, и читая все его слова, обращенные к украинскому народу, и зная его твердую позицию по отношению к тому, что делает патриарх Варфоломей, что есть такое понятие, как «дипломатия». Нам надо было работать со Священным Кинотом Святой горы Афон, и можно было добиться их позиции, подобной той, что в 2016 году была с Критским собором, когда Кинот выступил с критикой этого собора. И сейчас позиция могла быть ещё более жёсткой. В четверг я беседовал с Иваном Саввиди, и он тоже говорит, что позицию Кинота можно было формировать.

Кроме того, есть Элладская Православная Церковь. Ещё два года назад они смотрели на нас, внимательно прислушиваясь к нашему мнению. И сейчас можно было поработать так, чтобы это осталось. Или есть позиция, которую можно не разделять, но не прислушаться к ней нельзя: когда мы праздновали тысячелетие русского присутствия на Афоне, то можно сделать мудрее, не «вливать» всё в один русский монастырь, а постараться сделать общим праздником всех святогорцев.

Ну и конечно, разделение монахов по национальному признаку в корне неверно. Монах не может быть греческим, русским, сербским или грузинским. Монах – это монах. Это человек, который «как бы всё». И я лично знаю многих монахов не только на Афоне, но и у нас на Валааме и в Троице-Сергиевой Лавре. Всё это – люди с большой буквы.

Царьград: Тем не менее, церковная дипломатия в действии. А потому, разорвав евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом, всё-таки было принято решение о том, что русским паломникам на Афоне можно исповедоваться и причащаться. Исключение для Святой горы сделано, и, наверное, это связано с тем, что Афон особняком стоит в Константинопольском патриархате, имеет определенную автономию и собственную позицию?

С.Р.: Скажу больше. На самом деле, отношение к патриарху Варфоломею на Святой горе Афон крайне скептическое. Есть старцы, такие как недавно почивший старец Гавриил из монастыря Дохиар, который его прямо чуть ли не слугой антихриста называл. По большому счету, своей жизнью и своими поступками патриарх не является авторитетом для святогорцев. Да, это элемент особого статуса Афона. Но есть и зависимость от Константинопольского патриархата.

Патриарх Константинопольский Варфоломей I. Фото: www.globallookpress.com

Конечно, если из 15 глав Православных Поместных Церквей хотя быть пять выступят с более жёсткой позицией относительно действий Константинопольского патриарха, ситуация изменится. Но монах – он монах, он в первую очередь – молится. И ждёт официального решения по поводу таких ключевых общецерковных вопросов.

А то, что Святейший Патриарх Кирилл дал возможность русским паломникам причащаться в Свято-Пантелеимоновом монастыре – это здорово. Но, может быть, надо понимать и то, что русские паломники также бывают и в других монастырях. Ведь этим решением русскую обитель и её монахов, по сути, противопоставили нерусским. И лично мне это не до конца понятно.

Царьград: И в заключение хотелось бы задать такой вопрос. Да, у священноначалия нашей Церкви своя работа. Но и у общественных организаций, у православных СМИ и православных активистов тоже должна быть своя позиция по этому вопросу. Как Вы считаете, что мы, православные журналисты, активисты, общественники, сейчас можем для того, чтобы последствия провокации, совершающейся против Святой горы Афон, были минимальны?

С.Р.: Очень правильный вопрос. Конечно, каждый на своем месте должен делать свое дело. И я очень благодарен «Царьграду» и вам лично, за позицию, за честность и даже смелость в изложении фактов. А это уже немало. Лично у меня телефон разрывается: смски, вотсапы с крайними оценками: одни проклинают Константинопольского патриарха, другие нападают на нашего Патриарха Кирилла. Причем, нападают чаще миряне, и изредка священники из глубинки. Считаю, что это тоже серьёзная проблема: удар внутрь нас.

Да, существуют церковные дипломаты, они могут воевать, как армия. Есть журналисты, тоже армия, вы должны иметь позицию, не должны, уж простите, «жевать сопли». То есть, вы должны говорить то, что думаете, знаете, что проанализировали и сделали выводы. Но для большинства людей сейчас важно не заблудиться в оценках, в ныряниях «налево-направо». Поэтому надо заниматься собой, и делать то, что Господь нам дает возможность сделать. Вот, например, сейчас я рассказываю то, чему сам был свидетелем, что точно знаю. Может, для кого-то это будет важно. То есть, делай на своем месте, что должен, и будет, что будет.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх