Дональд Трамп представил новый план по урегулированию ситуации в Газе. На совместной пресс-конференции с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху в Белом доме он заявил о 20-пунктной программе, которая должна, по замыслу автора, стать переломной. Время у Трампа уходит: обещания "замирить мир" за считанные недели пока не сработали ни в случае Украины, ни в случае Ближнего Востока.
Теперь остался чуть ли не единственный шанс выиграть. Но и он, как отмечает политолог Малек Дудаков, пока не выглядит жизнеспособным.Что предлагает ТрампПлан фактически представляет собой ультиматум движению ХАМАС: освободить заложников, сложить оружие и капитулировать, иначе США предоставят Израилю "полную поддержку" для завершения военной операции. Взамен предлагается амнистия боевикам, согласившимся сдаться и отказаться от борьбы, а также масштабная гуманитарная помощь и отказ от прежних идей о депортации жителей Газы, пишет life.ru.
В документе впервые упомянута возможная поддержка Катара и Турции - традиционных союзников ХАМАС. Теоретически это усиливает давление на палестинское движение, но гарантий реального участия никто не дал. Кроме того, Трамп оставил открытой перспективу палестинской государственности: "правдоподобный путь" возможен, если Палестинская администрация проведёт реформы. Временных рамок и конкретных шагов в тексте нет, что вызывает скепсис как у палестинцев, так и у правых сил в Израиле, мечтающих не о переговорах, а об аннексии территории.
Реакция сторонХАМАС официально план не получил. Представитель движения Махмуд Мардави отметил, что документ будет изучен совместно с другими политическими силами.
Но ожидания аналитиков невелики: почти наверняка план будет отвергнут. В этом случае США смогут обвинить палестинцев в саботаже мирного процесса. Уже сейчас палестинские сторонники называют его "попыткой создать американское прикрытие для продолжения геноцида в Газе".
По данным израильских источников, за два года конфликта боевики ХАМАС убили 1200 человек и захватили 250 заложников. Министерство здравоохранения Газы говорит о 66 тысячах погибших в результате ответных ударов Израиля. В этих условиях любая идея, которая не предполагает немедленного прекращения огня, воспринимается как циничная или невыполнимая.
Дудаков: "План сильно оторван от реалий"Политолог-американист Малек Дудаков в беседе с Царьградом отметил, что нынешний документ администрации Трампа - это шаг вперёд по сравнению с фантастическими предложениями прошлой весны, когда обсуждали строительство "ривьеры Трампа" в Газе с заводами Илона Маска и финансированием от монархий Персидского залива. Однако и новый вариант, по его мнению, вряд ли сработает. Он подчёркивает:
Имеется попытка полностью разоружить ХАМАС, на что ХАМАС, очевидно, не пойдёт.
Аналогично, план о создании переходной администрации в Газе без участия движения выглядит неосуществимым. Далеко не факт и то, что монархии Залива готовы финансировать восстановление сектора.
По словам эксперта, главная мотивация Трампа кроется не в поиске честного компромисса, а в политической необходимости:
Ситуация на Ближнем Востоке сильно бьёт по рейтингам Трампа. Он сам отлично понимает, что старый произраильский консенсус в США уходит в прошлое.
Дудаков также обращает внимание, что Трамп старается торопиться: "Мы будем действительно наблюдать спешку, попытки навязать всем этот самый мирный план".
В то же время он признаёт, что документ "на текущий момент очевидно нереалистичен и, скорее всего, в том виде, в каком он представлен, реализован не будет".
Время работает против Трампа
Пока план существует лишь как декларация, а не рабочая схема. Нет сроков, нет конкретики, нет гарантий согласия ни со стороны Израиля, ни со стороны палестинцев. Да и поддержка извне может оказаться фикцией. Трамп вынужден предлагать решения, ведь ситуация в Газе обостряется, а международное давление растёт.
Но политический расчёт может обернуться обратным эффектом. Если инициатива будет провалена, в памяти останется не амнистия для боевиков или гуманитарная помощь, а очередная несбывшаяся "громкая победа". Для Трампа, который строит кампанию на обещании быстро устанавливать мир, это особенно рискованно.
Сегодня у него остаётся, возможно, последний шанс показать, что его дипломатический стиль работает. Но и этот шанс, очевидно, не сработает.
Свежие комментарии