В условиях неочевидности
Правительство, похоже, справилось с поставленной Владимиром Путиным задачей разработать к 1 июня план по восстановлению экономики. Как заявил в четверг премьер-министр Михаил Мишустин, на этой неделе работа над планом будет закончена. Он включает в себя девять разделов и содержит около 500 мероприятий, которые необходимо будет реализовать за следующие 18 месяцев, до конца 2021 года.
Ключевая цель – повышение реальных доходов населения, снижение безработицы, устойчивый рост экономики за счёт внедрения современных технологий, использования новых возможностей рынка труда, а также развития экспорта и активного импортозамещения,
– заявил Мишустин.
Слова, которые уже вызвали у многих скепсис. К слову, помимо просто разочарованных, стоит отметить, что правительство и российские власти в целом ежедневно подвергаются мощнейшим информационным атакам, которые ставят целью дискредитировать всё, что они делают. А поскольку опыта в борьбе с пандемией коронавируса нет ни у одной страны в мире и каждому приходится действовать на ощупь, опираясь на прогнозы и вероятности, то поводов для критики постфактум действительно хватает. И, понятное дело, диванные аналитики лучше всех знают, как и что надо было делать, только почему-то никто у них совета не спрашивает, потому и ошибки, и неправильные решения.
Михаил Мишустин заявил о завершении работы правительства над планом по восстановлению экономики. Фото: АГН "Москва"
Между тем на протяжении последних месяцев в правительстве проходит в среднем по 2-3 мероприятия в день, связанных с борьбой с пандемией. Современная система российской экономики, как и всякой современной цивилизованной страны, – это сложнейшая сеть связей различных отраслей и сфер экономики, даже малый бизнес – это не просто магазин или салон красоты, а отношения с арендодателями, налоговой, поставщиками, энергетиками, регулирующими органами со стороны государства (тем же Роспотребнадзором и т. д.), покупателями (клиентами) и т. д. и т. п. И в нынешних условиях все эти отношения регулируются государством, и по каждому решению принимаются постановления, устанавливаются перечни, дополняются и изменяются условия и т. д. И всё это должно быть просчитано и взаимовыверено с другими сферами экономики. Не говоря уже о бюджетной сфере – образовании, медицине, спасателях, МВД и прочих структурах.
8 миллиардов рублей туда, 100 млрд сюда, 6 млрд на субсидии, 33 – на оснащение медицинских организаций, 32 млрд на оснащение коечного фонда. И чуть ли не каждый день принимаются такие и подобные им решения.
Поэтому вопрос о плане восстановления экономики России за 18 месяцев – явно штука серьёзная.
План из трёх стадий
18 мая на совещании в правительстве был определён костяк плана, который решили реализовывать в три этапа.
Первый период решили назвать стадией адаптации. По замыслу авторов он начнётся в конце второго квартала нынешнего года и должен закончиться в третьем квартале нынешнего же года. Главная задача первого этапа – стабилизировать ситуацию в наиболее пострадавших сферах экономики и не допустить распространение рецессии на другие отрасли. То есть месячный объём ВВП, реальные доходы населения, промышленное производство, оборот розничной торговли и платных услуг должен быть не ниже низшей точки второго квартала. Грубо говоря, как минимум во всех этих сферах надо по итогам первого этапа выйти на ноль.
Второй этап продлится чуть дольше первого – с IV квартала 2020-го по II квартал 2021-го включительно. Его авторы плана назвали стадией восстановления. Целевые показатели этой стадии можно назвать достаточно амбициозными. При условии применения санитарно-эпидемиологических ограничений в урезанных масштабах месячный объём ВВП, реальные денежные доходы граждан и прочие показатели должны достигнуть уровня 98% от показателей 2019 года, а если ограничения будут сняты полностью, то и все 100%.
На завершающий третий этап, естественно, остаётся два последних квартала 2021 года. Тут составители плана отбрасывают в сторону всякую скромность и ставят целью выход не просто на устойчивые темпы роста экономики, но ещё и на темпы выше мировых.
Во всяком случае, если обратиться к цифрам, то, как сообщает агентство "Интерфакс", показатели должны быть следующими:
Рост реальной заработной платы на уровне не менее 2,5% в годовом исчислении; уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума ниже уровня 2019 г.; рост инвестиций в основной капитал на уровне не менее 4,5% в годовом исчислении; рост несырьевого неэнергетического экспорта на уровне не менее 5% в годовом исчислении; рост индекса промышленного производства обрабатывающей промышленности на уровне не менее 3% в годовом исчислении; рост розничного товарооборота на уровне не менее 4% в годовом исчислении; рост объёма платных услуг населению на уровне не менее 3% в годовом исчислении.
Цель обогнать по темпам роста мировую экономику, кстати, ставилась в последние годы не раз и не два, но так ни разу и не была достигнута.
И бизнес не лишний
Работая над планом, правительство не замкнулось на свои ресурсы, хотя костяк плана выработало само, а строило свою работу вместе с крупнейшими бизнес-объединениями. Во всяком случае, первый вице-премьер Андрей Белоусов во вторник и среду на этой неделе провёл ряд совещаний с представителями бизнес-структур. 26 мая он обсуждал план с членами бюро правления РСПП, а на следующий день – с руководством "Опоры России" и "Деловой России", представляющих малый и средний бизнес.
Как сообщает "Интерфакс" со ссылкой на информированный источник, на последнем совещании обсуждались три блока конкретных вопросов о поддержке малого и среднего бизнеса: "В первую очередь – снижение издержек".
Мы должны войти в новую эру максимально просто, чтобы был какой-то баланс между новыми требованиями Роспотребнадзора и финансовыми возможностями, чтобы не нагружать бизнес неподъёмными обязательствами, – рассказал всё тот же источник. – Мы обсуждаем, как эти затраты бизнесу компенсировать – через налоговый вычет, через прямую субсидию.
По его словам, это был первый блок вопросов, обсуждавшийся на совещании с "Опорой России". Второй блок проблем свёлся к обсуждению уменьшения проверок.
Нужно кардинально сокращать контроль и надзор. Пока конфигурация такая: до конца 2021 года плановые проверки убираем, оставляем только внеплановые в связи с угрозой жизни и здоровью. А дальше смотрим регуляторику в целом. Надо перезапускать регуляторную гильотину, полностью она так и не заработала. Убрать все лишние обременительные истории,
– поделился всё тот же источник.
Но самым интересным оказался третий блок обсуждавшихся вопросов.
Кризис показал, что излишков у малого бизнеса нет никаких, он работает с рентабельностью в 2,5-3%, редко – 5%, и запасы проелись за месяц буквально, – поделился проблемой участник совещания и объяснил, что речь шла о корректировке налоговой системы и инициативе Минэкономразвития разработать промежуточный налоговый режим, который должен быть существенно ниже нынешнего налогообложения для предпринимателей малого и среднего бизнеса.
Пожалуй, действительно впервые план правительства отличается предельной конкретикой. Вот только непонятно, предусмотрен ли какой-то план действий на случай, когда он начнёт срываться. А причин для этого в нашей стране может быть даже больше, чем сказок у Шахерезады: от низкой исполнительской дисциплины чиновников, нераспорядительности и разгильдяйства (стоит вспомнить эпопею с выплатой дополнительных средств медикам, занятым на фронте борьбе с коронавирусом) до, например, второй волны эпидемии коронавируса, которая, по словам многих медицинских светил и президента России Владимира Путина, может накрыть страну уже осенью – как раз во время первого этапа реализации плана. И что тогда у нас случится с адаптацией и последующим восстановлением? И куда бизнес вместе с правительством и населением засунет этап активного роста? Пока неизвестно, есть ли в плане правительства ответы на эти вопросы.
Свежие комментарии