"Библейское" чудо насыщения пяти тысяч страждущих и голодных пятью хлебами и двумя рыбами, оказывается, вовсе даже и не чудо, а суровая реальность, можно даже сказать, обыденность. Сомневающиеся могут ознакомиться с подобным ежедневным чудом, которое на протяжении ряда лет происходит по результатам тендеров на организацию питания в городской клинической больнице №1 г.
Энгельса, в которой, как выяснили местные журналисты, больных (!) кормят на 26 рублей 80 копеек в сутки. И, судя по всему, это ещё не предел. Если, конечно, подобная деятельность не будет пресечена. Оно, конечно, оптимизация у нас с недавних пор стала чуть ли не самым модным термином, но во всём должен быть некий предел, за которым здравый смысл просто перестаёт существовать. Да и, опять же, недавно было признано, что многое в этой оптимизации, в частности в отечественной медицине, оказалось, мягко говоря, неудачным. Однако обо всём по порядку.Экономика должна быть экономной?
После целого ряда жалоб пациентов на плохое питание в ГАУЗ "ЭГКБ №1" на ситуацию обратили внимание местные журналисты. Жалобы на то, что "есть это невозможно", что больных "не вносят в списки на питание", что "если бы родные не приносили еду из дома, не знаем, чем бы питались", заставили их посмотреть пристальнее на ситуацию. И увидеть такую картину, от которой кровь стынет в жилах.
Первоначально стоимость контракта на организацию лечебного питания больных в январе оценивалась заказчиком услуги в 2 миллиона 465 тысяч 702 рубля с копейками. В расчёте на 10 264 койко-дня (есть такой больничный термин). За эти деньги каждый больной должен был ежедневно получить как минимум четырёхразовое лечебное питание на 240 рублей и 23 копейки в сутки (завтрак, обед, полдник и ужин). Признаемся, это очень и очень немного, но выкрутиться можно.
Однако в ходе тендера сумма контракта снизилась не просто в разы, а практически на порядок, будучи зафиксированной на отметке 275 тысяч 300 рублей. Что и даёт в результате норму расходов на питание одного больного в сутки те самые 26 рублей 82 копейки. Причём снижение цен предлагал тот самый исполнитель услуг, который и победил. Слава-слава докторам! Слава победителю!
И по бумагам вроде бы всё нормально. Как пишут саратовские журналисты, в меню, утверждённом главврачом больницы №1 Юановым Асланом Аскербиевичем, присутствуют: в обеде – "свекольник со сметаной весом 500 граммов, котлета паровая мясная 100 граммов, пюре картофельное со сливочным маслом 150 граммов, компот 200 граммов и хлеб", а в меню ужина – "пюре картофельное со сливочным маслом 150 граммов, рыба паровая – 100 граммов, салат из свёклы с маслом – 70 граммов, отвар шиповника – 200 граммов". Аналогичные блюда и в меню завтраков, и полдник достойный. И это всё за 26 р. 82 коп. в сумме? Как отмечают местные коллеги, ровно столько стоят 200 граммов макарон местного производства. При этом не стоит забывать, что в эту сумму входит не только стоимость продуктов, но и готовка блюд, и оплата работы поваров и их помощников, и доставка готовых блюд, и многое другое. Если вы думаете, что это цена лишь бананов для пациентов, а мясо поставляет кто-то другой, супы варит третий и т.д., то заблуждаетесь – это конкурсы с одним поставщиком всего комплекса питания.
Полноценное меню за 26 р. 82 коп. в сумме? Как отмечают местные коллеги, ровно столько стоят 200 граммов макарон местного производства. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС
Сплошные чудеса! Накормившему 5 тысяч человек пятью хлебами и парой рыбин есть чему поучиться у местного саратовского чудотворца. И кто же у нас такой волшебник?
Прилетел вдруг волшебник?
Скорее, волшебница. Знакомьтесь, доктор юридических наук, профессор, ректор Поволжского кооперативного института Российского университета кооперации Анненкова Виктория Геннадьевна. По совместительству бизнесвумен и предприниматель. Является директором и учредителем ООО "Гермес", зарегистрированного в Энгельсе 10 января прошлого года и не примечательного никакой активностью, в том числе даже какой-либо финансовой отчётностью перед фискальными госорганами. 40 видов деятельности и ни одной лицензии, филиала или зарегистрированной сделки. Впрочем, немудрено, поскольку Виктория Геннадьевна ещё и индивидуальный предприниматель (ИНН 643907668051), а вот в этой ипостаси её активности ИП может позавидовать иной гендиректор не только ООО, но и какого-нибудь ЗАО.
По данным группы компаний "Рутенд", ИП Анненкова В. Г. приняла участие в 14 торгах и во всех победила, снизив в среднем цены контрактов на 31% по сравнению с начальным предложением. Но это далеко не полные данные. С 2016 года, а Виктория Геннадьевна зарегистрировалась в качестве ИП 29 декабря 2015-го, причём в Чапаевске Самарской области, она приняла участие на начало нынешнего 2020-го в 48 тендерах. Общая сумма этих тендеров составляет свыше 106 млн рублей. Из 48 тендеров госпожа Анненкова победила, как сообщается, в 35. Но при более детальном ознакомлении даже в тех случаях, за исключением двух эпизодов, где она участвовала "без победы", поставщиком услуг и исполнителем заказов оказывалась в итоге всё равно она. Потрясающая везучесть. 9 побед в конкурсах в 2016-м, 13 – в 2017-м, 11 – в позапрошлом 2018-м, 12 – в прошлом году и уже 3 в наступившем 2020-м.
Удача не просто сопутствовала Виктории Геннадьевне. Она ковала её, что называется, своими руками, не стесняясь падать в цене не на какие-то жалкие 30%, а вдвое, втрое и даже на 70%. При этом её активность сосредоточена на обеспечении питанием тех, кто находится на попечении государства, – пациенты больниц, детишки в детских садах, находящиеся под стражей в ИВС, спецприёмниках и т.д., пребывающие в специализированных центрах временного содержания иностранцев и лиц без гражданства и т.п.
Лично для меня осталось большой загадкой, почему ИП Анненкова, в своём ИП существующая в одном лице и как учредитель, и как руководитель, и как единственная рабочая штатная единица, была допущена до этих тендеров вообще. Деньги деньгами, экономия экономией, но к конкурсу должны допускаться лишь удовлетворяющие требованиям, прописанным в нормативных документах (многочисленные СанПиНы и т.д.) и продублированным в договоре на оказание услуг.
А там такие жёсткие нормы по организации питания в больницах, что закачаешься. Одних доставок горячего питания ежедневно должно быть четыре, без всяких исключений в виде выходных и праздников. При этом каждая доставка осуществляется на специально оборудованном транспорте, который необходимо ежедневно мыть и дезинфицировать, а водители-экспедиторы обязаны иметь медицинскую книжку. Само питание доставляется в специальных термосах с оговоренной в нормативах температурой блюд, а уж какие требования к пищеблоку исполнителя (ИП Анненкова В.Г.), так более стерильно, наверное, может быть лишь в операционной или на космической станции. Кстати, по всей видимости, Виктория Геннадьевна не только доктор юридических наук, профессор и ректор, но ещё и просто доктор.
Или имеет скрываемое ею медицинское образование, поскольку по условиям контракта в "штате исполнителя должна быть предусмотрена должность врача-диетолога (или медицинской сестры диетической), имеющего сертификат по специальности "Диетология". Да и продовольственный склад для хранения продуктов, используемых для приготовления горячего питания, тоже обязан соответствовать определённым требованиям. В общем, мама дорогая! А ещё всё питание надо приготовить не просто абы как, а в соответствии с четырьмя диетами и в том количестве, как предписано меню-раскладкой на каждый диетический стол. И всё это, не забываем, на 26 рублей 82 копейки для каждого пациента. Включая вегетарианские борщи, супы на курином бульоне, творожные запеканки, биточки мясные паровые, тефтели, гуляши, плов, компоты, кисели и прочие горячие и холодные напитки и многое, многое другое. Не менее жёсткие условия и для организации питания ребятишек в детсадах, в чём также замечена ИП Анненкова В.Г. Правда, там она не отходит от начальной стоимости контракта и не снижает его стоимость, чтобы победить в тендере.
Питание должно быть приготовленно в соответствии с четырьмя диетами и в том количестве, как предписано меню-раскладкой на каждый диетический стол. И всё это, не забываем, на 26 рублей 82 копейки для каждого пациента. Фото: StockphotoVideo / Shutterstock.com
Лишь волшебством можно объяснить не только победы, но и само участие предпринимательницы-индивидуалки Виктории Геннадьевны Анненковой в вышеупомянутых тендерах. Однако Виктория Анненкова не просто участвует, а побеждает. Как та сборная Германии из поговорки: "Футбол – это игра, в которой на поле встречаются две команды, а побеждает всегда Германия".
Свои люди – сочтутся?
Просто потрясающая картина. Нет слов. Но ведь целью любого бизнеса, вне зависимости от сферы и масштаба деятельности, всегда было, есть и будет получение дохода. Прибыли. А какую прибыль можно извлечь из 26 рублей на человека в сутки? Признаюсь честно, я долго пытался комбинировать и придумывать разной степени сложности схемы, но ничего не получалось. Впору было уже записываться на приём к доктору-психиатру. Но вместо этого пошёл на поклон к одному известному доктору экономических наук и даже профессору, которого читатели достаточно часто могут видеть на федеральных телеканалах.
– Боря, – ласково и снисходительно усмехнулось светило экономики. – Не мудрствуй там, где нет для этого причин. Всё банально и просто. Скорее всего, исполнитель потом выставляет дополнительные счета, которые заказчик принимает и оплачивает.
– Но по итогам тендеров про это не говорится ни слова, – попытался усомниться я.
– А это уже к тендерам не относится, – окончательно развеял мои сомнения профессор. – Тендеры проводятся на одну сумму, на них выявляется победитель конкурса. А потом оформляются дополнительные соглашения. И котлеты по стоимости выходят не по 3 рубля, а по 100. И так далее. Главное, чтобы заказчик вёл себя правильно. Был в тандеме с исполнителем и не выступал, апеллируя к сумме тендера. То есть чтобы между заказчиком и исполнителем было согласие по этому вопросу.
– А можно ли тогда допустить… – я продолжил оставаться "наивным чукотским мальчиком".
– Злоупотребления, откаты и прочие уголовно наказуемые деяния? – закончил мой вопрос профессор. – Допустить можно всё. Если схема изначально строится непрозрачная, то вполне вероятно, что участники помимо декларируемых преследуют и цели, которые не принято афишировать. Но доказывать это должны правоохранительные и следственные органы.
Правоохранительные и следственные органы? Есть большие сомнения, что им интересна эта ситуация. И дело не только в том, что ИП Анненкова кормит и сидельцев в ИВС, и постояльцев прочих не самых гостеприимных государственных учреждений. Просто вдобавок ко всему Виктория Геннадьевна ещё и жена прокурора Энгельса. Правда, бывшая жена и бывшего прокурора города Владимира Зубакина. Прогремевшего на всю страну историей с получением взятки и в итоге за взяточничество, превышение и т.д. получившего 8,5 года лишения свободы в колонии строгого режима и штраф 5 млн рублей. И хотя супруги успели развестись ещё до начала суда, Виктория Геннадьевна не бросила бывшего на произвол судьбы, ходила на судебные заседания, произносила прочувствованные речи. Как отмечают местные наблюдатели, развод мог иметь целью предотвращение конфискации имущества или снижение её объёма. В итоге у экс-прокурора конфисковали имущества всего на 850 тысяч рублей. В общем, все правоохранители в Энгельсе знают Викторию Геннадьевну не понаслышке.
От первого лица
И всё же, как обстоят дела на самом деле?
– Всё это проходит на федеральной площадке госзакупок путём открытого аукциона. Контракт исполняется с прописанным техническим заданием, в полном объёме. Никаких дополнительных договоров у нас с ними нет, – пояснил мне по телефону главврач городской больницы Энгельса №1 доктор медицинских наук Аслан Аскербиевич Юанов.
– Может, вы просто подписываете дополнительные счета по факту?
– Да, мы оплачиваем по факту койко-дней. Но ни одного дополнительного договора у нас с ними нет. Мы выставили 9300 койко-дней. У нас не было ни разу, чтобы мы увеличивали количество койко-дней.
– Неужели даже без запаса на случай ЧП?
– Естественно, всегда надо брать с запасом на случай эпидемии, ДТП, других факторов. Небольшой запас закладываем, но не более 5%.
– И всё проходит в соответствии со всеми правилами, СанПиНами?
– Безусловно, есть бракеражная комиссия. Которая проверяет все параметры, органолептические свойства, соответствие. Пробы хранятся, как положено, 48 часов в холодильнике.
– Но как можно кормить людей на такие деньги?
– Мы не можем просчитывать экономику поставщика. Если у нас нет оснований отклонить поставщика, выигравшего тендер, мы не можем разорвать контракт. Могу вам сказать, что в данном случае мы забеспокоились, смогут ли они исполнить. Нашли поставщика потенциального, пригласили в учреждение и спросили, смогут ли. Мы получили устное заверение, а потом и письменное от фирмы, что они это сделают. Причём ещё до окончания тендера. И, поймите, в случае исполнения договора мы не можем реагировать инициативно. Только в ответ на запросы.
Даже если первоначальные данные неправильные, а г-н Юанов сообщил верные цифры, то 275 300 рублей, поделенные на 9300 койко-дней, дают, конечно, не 26 р. 82 коп., а побольше. Но ненамного – 29 р. 60 коп. в сутки на питание одного больного.
У самой госпожи Анненковой узнать ничего не удалось. Ректор кооперативного института оказалась неуловимой или же просто не захотела отвечать по деятельности индивидуальной предпринимательницы. Так что "волшебство" и прочие "чёрные магии" остались без разоблачения. Пока без оного. Но вот просто интересно, до какого минимума сможет "упасть" Виктория Геннадьевна, если это потребуется для выигрыша тендера? Не до нуля ведь, в конце концов? И не до доплаты со своей стороны заказчику? Или всё-таки да?
Собственно говоря, вся система госзакупок была организована и вводилась для того, чтобы исключить злоупотребления при использовании бюджетных средств или денег того же ФОМСа и т.д. Закупки должны были стать прозрачными, отчётность по ним доступной для каждого гражданина, не говоря уже о контролирующих органах. И что имеем теперь в том же Энгельсе? Это что, честность и прозрачность?
Ей-богу, уверен на все сто – в этом "чуде" полностью смогут разобраться лишь "волшебники" в погонах.
Впрочем, мы готовы услышать объяснения госпожи Анненковой по поводу этой ситуации. А телефон автора имеется у её секретаря в институте.
Свежие комментарии