После начала СВО постепенно накапливаются неудобные вопросы к Константину Хабенскому и в целом к отечественной театральной общественности. С кем вы, мастера культуры, в это непростое для страны время?
Народный артист России, художественный руководитель МХТ имени Чехова Константин Хабенский - фигура в нынешнем отечественном театральном сообществе яркая, но при этом неоднозначная.
Противоречивость восприятия Хабенского обусловлена не его творческими принципами и профессиональными достижениями, а гражданской позицией.Никак не получается у общественности определиться, кто такой Хабенский - либерал или Z-патриот?
С одной стороны, Константин Юрьевич занимает подчёркнуто лояльную к государству, стране и СВО позицию, так что по сравнению с большинством театральных руководителей он более чем патриот. Именно при Хабенском из МХТ уволился и покинул Россию Анатолий Белый (Вайсман)*, а Дмитрия Назарова, долго провоцировавшего соотечественников русофобскими стишками, худрук уволил из театра (хотя официальная версия вроде традиционная - "по собственному желанию"…).
Именно Хабенский организует визиты в МХТ раненых участников СВО, а после спектаклей не стесняется фотографироваться с ними, что вызывает форменную истерику, доходящую до психиатрических форм и стадий, у либеральной оппозиции.
Но при этом с 2022 года у патриотической общественности было немало и поводов для недоумения от деятельности дирекции МХТ имени Чехова. Например, спустя несколько месяцев после начала СВО на "чеховской" сцене с прямого ведома и разрешения Хабенского состоялась премьера спектакля "Новая оптимистическая" в постановке Константина Богомолова. Спектакль в худших традициях либеральной тусовки с запредельным даже для видавшей виды московской публики количеством льющейся со сцены матерной брани.
Или, скажем, в январе 2024-го в МХТ (тоже очевидным образом по согласованию с руководством) была назначена лекция ярой либералки-"нетвойнистки" Милы Денёвой. И отменить мероприятие удалось лишь в самые последние часы благодаря публичной огласке.
Согласно отзыву телеграм-канала real cultras, новую порцию опасений по поводу то ли возвращения в МХТ, то ли процветания затаившихся в прославленных театральных стенах либеральных русофобских сил порождает и недавняя премьера - спектакль Николая Рощина "Самоубийца" по легендарной пьесе Николая Эрдмана.
У зрителей постановки возникли неприятные ассоциации с недавней кощунственной церемонией открытия Олимпиады в Париже (с пародией на "Тайную вечерю"), с нарочито выставленным на сцене гробом на фоне Кремлёвской стены с явно читающимися антихристианскими аллюзиями. А вслед за ассоциациями возникли и вопросы: а это действительно те спектакли, которые нужны русскому народу во время СВО?
Разумеется, восприятие столь подверженного субъективным трактовкам искусства, как театральное, требует осторожности. К тому же сам драматургический материал очень сложный: в пьесе Эрдмана главный герой, житель советской эпохи 1920-х, в какой-то момент считает себя умершим и попавшим в мир иной, где, как ему представляется, он видит в окружающих людях Богородицу и ангелов. Так что в "Самоубийце" неизбежно возникает тема восприятия религии сквозь призму советского атеизма - и формы её воплощения на сцене могут быть разными.
Поэтому для вынесения компетентного суждения о новом спектакле в МХТ имени Чехова его нужно увидеть - до тех же пор, конечно, никаких обвинений и тем более приговоров в адрес худрука театра Константина Хабенского высказывать нельзя.
Однако неоднозначен вот какой момент.
Специальная военная операция длится уже более двух с половиной лет. Уже очевидно, что быстрой и незаметной для большинства населения победы не получится - нужна героическая Победа, с большой буквы, требующая напряжения военной, экономической, культурной мощи России.
И то, что до сих пор по поводу Хабенского и других знаковых фигур возникает сакраментальный вопрос: "С кем вы, мастера культуры?" - настораживает. Даже тревожит.
_________________
* Анатолий Белый (Вайсман) включён Минюстом России в реестр физлиц, выполняющих функции иноагента.
Свежие комментарии