Одна съёмочная смена - и уже рублёвый миллионер, причём за счёт государства. После того как были озвучены гонорары отечественных кинозвёзд (Нагиев, Асмус, Петров, Бикович и другие), возникает вопрос: больше некуда тратить бюджетные деньги?
Очередной выпуск программы Андрея Норкина "Место встречи" (телеканал НТВ) осветил интересную тему - состояние дел в отечественном кинематографе через призму финансовых показателей в целом и гонораров ведущих актёров в частности.
Впечатление от нынешней ситуации в русском кино двоякое. С одной стороны, статистические данные свидетельствуют, что отечественная киноиндустрия на явном подъёме. Однако вызывающие иногда вопросы, а иногда и возмущение актёрские гонорары показывают: построенная за предыдущие годы либеральная система в нашем кино продолжает работать. Не зря Бекмамбетов и ему подобные старались…
Деньги - это хорошо, а что с качеством?Итак, озвучил в телеэфире Андрей Норкин, с 2022 года русский кинематограф зарабатывает солидные деньги. За прошлый год общие кассовые сборы составили 39 млрд рублей, причём основную часть доходов принесли отечественные фильмы - 28 млрд. Этот показатель с 2021 года вырос почти в три раза - с отметки 10,4 млрд. Одновременно увеличился зрительский поток в кинотеатры - с 40 млн человек до 91 млн любителей кино.
В общем, есть все формальные поводы для победных настроений и оптимистических прогнозов. Однако за фасадом рекордных кассовых сборов, имеющих два очевидных объяснения (уход с рынка голливудских блокбастеров и стремление аудитории смотреть именно своё кино), скрываются фундаментальные проблемы, доставшиеся в наследство от либеральных продюсеров. Которые, кстати, отнюдь не все уехали из страны после начала СВО.
Вопросы вызывает творческий уровень многих кинопроектов. Режиссёры и сценаристы не стесняются снимать по голливудским шаблонам, а с сильными авторскими сценариями настоящая беда. Поэтому и видим мы всё чаще не новые интересные истории, а ремейки советской киноклассики вроде киносказок или "Чебурашки". На это обращает внимание обозреватель Царьграда Александр Бабицкий:
Оригинальный сюжет с отчётливой драматургией - это редкость по нынешним временам поистине "краснокнижная". Доказано эпидемией бесчисленных сиквелов, ремейков, спин-оффов и прочих, скрывающих простой факт: сценаристы не могут и не хотят придумать ничего нового. А зачем, если можно взять классический сюжет, припудрить его косметическими изменениями - и вперёд, на съёмочную площадку?
Актёров и до СВО государство неплохо кормило…
Другое наследие либерального кинематографа - раздутые гонорары кинозвёзд.
Казалось бы, всё естественно: если индустрия на подъёме, в неё рекой льются деньги, то и зарплаты артистов должны повышаться. Всё бы так, если бы не одно но: существенную (во многих проектах определяющую) часть кинопроизводства финансирует государство. То есть изрядная часть актёрских гонораров выплачивается из бюджета.
Эта чрезвычайно выгодная либеральным продюсерам система (если фильм принесёт доход - замечательно, в свой карман, если провалится в прокате - ну так потеряны не свои деньги, государственные…) была щедра к "звёздам" ещё до начала СВО. В 2021 году, когда некоторые из молодых известных артистов стали участниками оппозиционной пропаганды, Никита Михалков обратил внимание на то, что отечественные артисты получают от 150 до 300 тысяч рублей за съёмочную смену, которая обычно длится 12 часов.
Что до конкретных примеров, то активная сторонница антипатриотических сил Саша Бортич за съёмочный день по состоянию на начало 2021-го получала 200 тысяч рублей. А совсем молодой актёр Семён Трескунов*, впоследствии сбежавший из страны и заслуживший статус иноагента, к тому момент уже менее чем за 120 тысяч рублей в смену на съёмочную площадку и не выходил.
Мы чего-то не знаем о Нагиеве?С тех пор ситуация для артистов, сумевших занять место в обойме наиболее часто снимающихся и кочующих из одного проекта в другой исполнителей (кстати, "дефицит" актёров - ещё одно наследие либерального кинематографа), только улучшилась.
Согласно приведённым в эфире НТВ сведениям, актёр Милош Бикович зарабатывает 420 тысяч рублей за рабочую смену (нужно понимать, что "смена" - понятие универсальное и нет разницы между съёмками в полнометражном фильме или в сериале). Ещё недавно безоговорочно самый популярный артист страны (в последние годы несколько сдал позиции) Александр Петров получает 700 тысяч рублей за съёмочный день.
Разделившая с ним площадку скандального фильма "Текст" актриса Кристина Асмус ставит условием своего участия в том или ином проекте гонорар в 1 млн рублей за смену. Видимо, в данном случае роль играет фактор эксклюзивности - Асмус снимается не так часто, поэтому за удовольствие видеть её в своём проекте продюсеры должны заплатить.
А из каких факторов складывается названный источниками программы "Место встречи" гонорар актёра и телеведущего Дмитрия Нагиева, даже понять затруднительно: 5 млн рублей за съёмочный день - поистине выдающаяся сумма для шоумена, странная молчаливая позиция которого по поводу проведения СВО и уход с федеральных телеканалов вроде бы не способствуют повышенной популярности. Так что либо информация не совсем верна, либо киноиндустрия продолжает жить по непонятным закулисным правилам.
Что с того?Разумеется, никто не против того, чтобы кинозвёзды зарабатывали хорошие деньги.
Вопрос в другом.
Если солидная, мягко выражаясь, часть этих гонораров, в некоторых случаях заслуживающих эпитета "баснословные", выплачивается из бюджета, хотелось бы знать те критерии, по которым одним артистам платят энную сумму, а другим - энную и умноженную на десять.
Особенно это актуально в наши дни, когда устраивать аттракционы неслыханной щедрости за счёт государства как минимум неуместно. Так что если "звёзды" кино и шоубиза снизят свои аппетиты по гонорарам, это наверняка будет воспринято народом позитивно.
Тем более что у государства есть рычаги воздействия на киноиндустрию - достаточно сократить щедрое, на десятки миллиардов рублей в год, финансирование сомнительных проектов.
__________________
* Семён Трескунов включён Минюстом России в реестр физлиц, выполняющих функции иноагента.
Свежие комментарии