В спецпроекте интернет-газеты «Лента.ру», направленном на очернение Русского Православия поставлена точка. Автор трех статей, оформленных в откровенно сатанистском стиле «блэк-метал», ранее писавший, в основном, криминальную хронику, очевидно выдохся. И если в первых частях этой антицерковной чернухи на основе слухов и сплетен делалось хотя бы подобие анализа жизни Русской Церкви, то в третьей автор сел на родного конька: попытался рассказать о «православных зэках» и «православных службистах».
Запутавшись во всем: не только в церковных фактах, но и в азах географии. Ну и, как и прежде, нафантазировав с три короба. Хотя в итоге немного «отъехав» (надеюсь, проснулся голос совести или же страх от содеянного):В Русской православной церкви есть много такого, что достойно подражания... И вообще — без веры жить нельзя... Во многих приходах и храмах все не так, как я рассказал. Есть очень светлые храмы, и за время подготовки материала я повидал таких немало...»
Конечно, не нам судить запутавшегося коллегу, который, выполняя заказ, уже собрал на свою голову немало горящих углей. Хотелось бы верить, что и он способен к покаянию. Ведь покаявшиеся встречались и среди советских воинствующих безбожников, а известный сталинский сподвижник Георгий Маленков, после смерти «вождя» на некоторое время ставший советским «премьер-министром», в конце жизни стал ревностным прихожанином и чуть ли не пел и читал на клиросе. Словом, примеров обращений современных савлов в павлов – немало. А потому, не желая корреспонденту «Ленты» вечной погибели, разберу очевидные бессмыслицы его заключительного антицерковного опуса.
Покаявшиеся встречались и среди советских воинствующих безбожников, а известный сталинский сподвижник Георгий Маленков (на снимке), после смерти «вождя» в конце жизни стал ревностным прихожанином и чуть ли не пел и читал на клиросе. Фото: www.globallookpress.com
Разбойники благоразумные и... не очень
В попытках очернить Русскую Церковь, «Лента» в очередной раз прибегла к безотказному приему: попытке ее криминализировать, а тем самым – демонизировать. Как и в прежних частях, автором вновь неоднократно повторяется мантра о деревне Мосейцево, где несколько лет назад три псевдоправославные сектантки заморили в созданном ими частном приюте ребенка. Официальные представители Церкви уже не раз заявляли, что эти три уголовницы, в итоге осужденные и получившие реальные сроки, в своей деятельности не имели никакого отношения к церковным структурам. Однако, за неимением других весомых доводов, весь сатанистский спецпроект «Ленты» выстраивался именно вокруг мосейцевской трагедии.
На этот раз автор попытался добавить страстей, рассказав о том, что в монастырях Русской Церкви немало «православных зэков», причем на самых высоких должностях. Разумеется, ни одного примера не приводится, а все основывается на принципе «одна бабка сказала». Ну, или один «дедка»: «бывший священник». Ход очень простой и в журналистике, увы, широко применяемый, хотя и постыдный. Если нет фактов – выдумай их и сошлись на «анонимный источник». Авось никто проверять не станет. Так и здесь:
Оказавшиеся за воротами зоны бывшие заключенные охотно перебираются в монастыри и приходы. И очень быстро занимают там лидирующие позиции, одновременно воссоздавая единственно приемлемый для себя быт – быт черной зоны».
То, что автор писал на криминальные темы – очевидно. Остальное – надуманно. Не хочется цитировать эту грязь, но в дальнейшем он опускается до того, что огульно обвиняет представителей духовенства в... душегубстве: «на их совести не по одной и не по две, а по десять-двадцать жертв, в том числе добавленных уже в служении». Конечно, так можно написать про представителей любых профессиональных и социальных страт. «Инженеры-карманники» и «учителя-форточники» – чем не заголовки для криминальных хроник 1990-х – начала «нулевых»? В общем, чувствуется рука «профессионала».
Но если отойти от саркастической лирики, то нет смысла даже задаваться вопросом, есть ли хотя бы единичные факты. Нет, конечно, мы знаем и Благоразумного разбойника, покаявшегося Господу на кресте и, несмотря на многие грехи, оказавшегося первым в Раю. Есть примеры и из древнерусской истории, когда покаявшийся разбойник Опта основал знаменитую Оптину пустынь. Конечно, и сегодня немало фактов, когда бывшие представители криминального мира искренне воцерковляются.
Но. Есть целый ряд канонических правил, согласно которым тот же священник не может даже просто «отпустить грех убийства». Да, если душегуб пришел на исповедь, то священник должен его принять и не имеет права разглашать тайну исповеди ни соседнему участковому, ни кому бы то ни было. Но и отпустить столь страшный грех невозможно без наказа человеку, совершившему убийство (или иное другое тяжкое преступление) – пойти и принести чистосердечное признание.
Что же касается возможности рукоположения убийц в священный сан, то есть самые элементарные канонические правила, запрещающие это. Более того, это невозможно даже за куда более мелкие провинности. Так, священником не может стать даже человек, женатый во второй раз (а если строго следовать каноническим правилам, то любой человек, имевший добрачные связи).
Кстати, здесь стоит заметить еще одну безграмотность «Ленты», по утверждениям которой, «монахи носят черное и называются черными, а священники носят белое, могут жениться и иметь детей». Что называется, «слышали звон». Действительно, в Церкви существует понятие «белое духовенство», то есть не монашествующее, но и они обычно носят черные подрясники и рясы. Все это – элементарные азы, знакомые каждому воцерковленному человеку. Человек же расцерковленный (бывший православные, по какой-либо причине ушедший из Церкви) нередко начинает гадить в колодец, из которого раньше пил сам. И всевозможные сплетни о «батюшках-убийцах» или «архиереях-насильниках» зачастую распускают именно такие персонажи. А корреспондент «Ленты» свои домыслы и фантазии, очевидно, черпал из уже упомянутых колодцев.
Ну а если я не прав, то пусть автор приведет хотя бы один конкретный пример, а не пустобрехство насчет уголовников в монастырях в духе «даже термин существует – «зимние монахи», то есть те, кто постриг принимает на зиму, чтобы в тепле и сытости пересидеть лютые времена» – это для впечатлительных домохозяек. Да, в некоторых обителях принимают на зиму бездомных бродяг, но за это нужно только поклониться их настоятелям и наместникам в ноги. В том числе и за реальный риск. Так, два года назад в том же самом Переславле-Залесском, который автор «Ленты» не раз склонял в своем опусе, погиб игумен Даниил (Соколов), многое сделавший для таких «зимних монахов». И если наше государство, действительно, очень мало делает для реабилитации бывших заключенных, то вклад Церкви в это дело – поистине огромен.
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
«Чекисты в рясах»?
Сказки о том, что из-под ряс православных священников выглядывают «гебешные» золотые погоны, не новы. Еще в 1990-е раскольники всех мастей – от ультраправославных до радикально-либеральных и укронационалистических – создали целую мифологию на этот счет. Мол, Русская Православная Церковь была создана Иосифом Сталиным в 1943 году, а всё церковное священноначалие было агентами КГБ в рясах.
Миф до предела циничный, поскольку даже мало-мальски знакомый с церковной историей человек может рассказать, что в годы Великой Отечественной войны советские власти лишь ослабили свое давление на Церковь. И то, что духовенство было вынуждено идти на контакты, в том числе и с органами, не умаляет их мученичества и исповедничества. Реальных же случаев чекистской агентуры среди священноначалия до сих пор не установлено. Впрочем, для либеральных антиклерикалов, как и для большевистских воинствующих безбожников, презумпция невиновности в отношении «церковников» никогда не действовала.
Что же касается сегодняшней работы Русской Православной Церкви с вооруженными силами и правоохранительными органами, то здесь можно только порадоваться, что за эту сферу отвечает упомянутой «Лентой» протоиерей Сергий Привалов. Действительно, отец Сергий сам в прошлом офицер, а потому прекрасно знаком с армейской спецификой. Да, наше государство остается светским, но, слава Богу, оно уже давно не является атеистическим. И потому духовное окормление верующих людей в форме, будь то сотрудник МЧС или ФСБ, военный или полицейский, одна из первоочередных задач Церкви.
Протоиерей Сергий Привалов. Фото: Телеканал «Царьград»
Что любопытно, совсем недавно либеральный Телеканал «Дождь» попытался подобным образом очернить митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова), на тот момент наместника московского Сретенского монастыря. В столь же безграмотном, как и хамском фильме в адрес владыки было сказано: "Еще в девяностые он получит прозвище "лубянский батюшка" – за духовное окормление чекистов". Однако сам владыка Тихон никогда не чуждался этого прозвища. Да, батюшка. Да, с Лубянки. И таки да, духовно окормлял чекистов. Не знаю, многие ли офицеры Федеральной службы безопасности воцерковились благодаря "лубянскому батюшке", но даже единичные факты не могут не радовать и обнадеживать. Примерно то же самое можно сказать и в общецерковных масштабах.
Глобус Бессарабии
Ну и в завершение хочется продемонстрировать то, что автор статей антицерковного спецпроекта «Ленты.ру» торопясь подверстать под собственную задачу некоторые политические смыслы, сел в лужу в том числе и в знании элементарных географических фактов. В буквальном смысле как в старом школьном анекдоте: «Дайте мне глобус Украины!»
То, что большинство членов Синода имеют корни в Бессарабии и на юго-востоке Украины, в Донецке и Луганске, вычислить практически невозможно. Хотя это святая правда и корень всех современных бед отечественного православия...»
Действительно, вычислить невозможно. Хотя доля правды в этом есть. Действительно, в 1920-30-х годах, когда по Советскому Союзу проехался кровавый каток антицерковных гонений, молдавская Бессарабия и часть Украины (только не юго-восток, а запад) находились за границей. И потому именно в этих областях сохранилась полнокровная церковная жизнь. И несложно понять, почему именно уроженцы западной Украины и Молдавии стали кадровой основой возрождавшейся после погрома Русской Церкви. А теперь еще одна цитата антицерковного «аналитика»: «Именно на юго-востоке Украины и востоке Молдавии Русская православная церковь традиционно придерживалась самых дремучих, самых косных и самых патриархальных взглядов... Именно тут зародилась «черная сотня»...»
Опять «юго-восток» Украины, хотя речь явно идет о западных областях этой территории. И те же русские монархические союзы, которые революционеры и либералы прозвали «черной сотней» наиболее массовыми были именно там, в первую очередь, на Волыни, а также в западной части современной Молдавии – той самой Бессарабии, которую автор почему-то называет «восточной». И даже добавляет:
Традиционно называлась Бессарабской губернией, или Бессарабией. Территория, расположенная между реками Прут и Днестр, — примерно там, где сейчас располагается Приднестровская Молдавская Республика...»
Достаточно взять карту, чтобы понять: автор перепутал два берега Днестра – левый и правый. Но в чем заключается причина этого географического кретинизма? Уверен, в попытках политически соединить «черносотенные» области прошлого с сегодняшним пророссийским Приднестровьем и народными республиками Донбасса. Фактически не получается? Что ж, тем хуже для фактов. И для учебника географии.
Конечно, простить пробелы в школьных знаниях можно. Но едва ли человек, позволяющий себе такие ляпы, имеет право пафосно восклицать: «проблема в том, что пастырями становятся недостойные и малообразованные люди». Опровергнуть последнее элементарно: сегодня в Церкви официально запрещено рукополагать в священники без высшего духовного образования, редкие исключения делаются лишь для людей со светским высшим образованием и уже закончившими несколько курсов семинарии.
Демонстрация черносотенцев в Одессе. Фото: www.globallookpress.com
ИТОГО
Словом, антицерковный спецпроект «Ленты.ру», несмотря на вложенные ресурсы и серьезную дизайнерскую работу (тот самый уже не раз упоминавшийся «блэк-метал стайл»), оказался всего лишь невежественной агиткой. Этаким курсом основ сатанизма для безграмотных обывателей. Тех самых людей, которые увлекаются «битвами экстрасенсов», а если и интересуются историей, то только в ее альтернативном «фольк» извращении. Хотя и среди этих людей не так много ненавистников России и Русской Церкви, а потому есть уверенность, что ни одна из целей «Лентой» достигнута не будет: ни вожделенный интернет-трафик, ни очернение Русской Православной Церкви. Сам же автор этих статей, судя по его же «послесловию», уже в обозримом будущем может направиться в ближайшую церковь, чтобы покаяться в содеянном. Дай-то Бог!
Свежие комментарии