
Российские учёные полностью расшифровали молекулярно-генетический механизм болезни Альцгеймера, поражающей около 55 миллионов человек в мире. Однако возникли трудности с созданием эффективного лекарства.
Учёные определили точную молекулярно-генетическую причину болезни Альцгеймера, но разработать действенное лекарство до сих пор не удаётся.
Об этом в интервью "Газете.Ru" рассказал автор исследований, академик РАН Евгений Рогаев, чья команда внесла ключевой вклад в понимание этого заболевания, от которого страдают около 55 миллионов человек.Известно, что недуг вызывают четыре гена. Ключевую роль играет ген, кодирующий амилоидный предшественник (APP). Под действием ферментов-пресенилинов (гены PSEN1, PSEN2) из него образуется короткий белок — бета-амилоид. У некоторых людей из-за мутаций в генах пресенилинов образуется более длинная и "липкая" версия этого пептида (из 42 аминокислот вместо 40). Эти белки слипаются в нерастворимые фибриллы, формируя амилоидные бляшки в мозге. Второй признак болезни — нейрофибриллярные клубки из тау-белка внутри нейронов.
Наследственная форма болезни, которая гарантированно развивается в 40-60 лет, связана с мутациями в генах пресенилинов и встречается у 3-5% пациентов. У остальных 95% механизм образования бляшек тот же, но он запускается медленнее и не всегда приводит к заболеванию.
Казалось бы, чтобы предотвратить болезнь, нужно заблокировать ферменты-пресенилины, расщепляющие амилоидный предшественник. Такие препараты созданы, но выяснилось, что эти ферменты необходимы для расщепления и многих других жизненно важных белков в организме, поэтому их подавление вызывает серьёзные побочные эффекты.
Уже сейчас можно с рождения определить риск развития наследственной формы болезни. Для её предотвращения у будущих поколений можно использовать ЭКО с отбором эмбрионов, не несущих мутантные гены.
Кроме того, важным фактором риска является вариант гена APOE. Его наличие в популяции достигает 15%, а среди больных Альцгеймером — 30%. Если человек унаследовал этот вариант и от отца, и от матери, его риск заболеть возрастает в 10 раз.
Традиционные подходы, такие как создание вакцин или моноклональных антител для уничтожения бляшек, показали низкую эффективность или побочные эффекты у людей, хотя на мышах работали.
Сейчас учёные ищут новые пути. Одно из перспективных направлений — изучение роли иммунной системы в развитии болезни. Исследования на мышах показали, что подавление B-клеточного иммунитета неожиданно улучшает когнитивные функции и снижает количество бляшек. Также рассматривается возможность защиты нейронов от токсичного тау-белка, чтобы клетки могли "терпеть" наличие бляшек, как это происходит у некоторых пожилых людей.
Рогаев подчеркнул, что амилоидная гипотеза (связь болезни с накоплением бляшек) подтверждается тремя генетическими доказательствами: мутациями в гене амилоидного предшественника, мутациями в генах пресенилинов и развитием Альцгеймера у 50% людей с синдромом Дауна (у которых увеличена доза гена APP). Без амилоидных отложений диагноз "болезнь Альцгеймера" не ставится.
Создание лекарства от этого заболевания, превратившегося в пандемию стареющего общества, остаётся ключевой и нерешённой задачей, над которой работают учёные во всём мире.
Свежие комментарии