Куда пропал красавец Караколь из знаменитой киносказки "Города мастеров". Карьера всенародного любимца Георгия Лапето оборвалась после громкого успеха - как сложилась последующая жизнь артиста?
Советский кинематограф славился тем, что внёс огромный вклад в развитие самых разных жанров. В нашем кино умели снимать буквально всё – от эпических батальных картин до камерных психологических детективов, от пронзительных мелодрам до сатирических комедий.
Вот и киносказки в СССР снимали так, что, как принято говорить, Голливуд отдыхал.Одной из самых замечательных сказок на отечественном экране была вышедшая в прокат в самом начале 1966 года лента Владимира Бычкова "Город мастеров".
Да и судьба исполнителя главной роли, метельщика-горбуна Караколя, артиста Георгия Лапето казалась сказочной. Ещё бы: первая же роль в кино – и сразу грандиозный успех, популярность, любовь огромной зрительской аудитории. Ситуация примерно такая же, как если бы роль в "Титанике" была бы для Леонардо Ди Каприо дебютной…
Однако практически сразу после премьеры "Города мастеров" талантливый обаятельный Лапето просто пропал. Куда, как, почему – для многих зрителей это оставалось загадкой на долгие годы.
Жизненный маршрут – Смоленск, Ленинград, Минск…Если есть среди отечественных актёров, у которых были в карьере роли, по популярности сопоставимые с Караколем из "Города мастеров", то вряд ли среди этих артистов кто-то сравнится с Георгием Лапето по степени закрытости от прессы. Артист изредка, да и то весьма лаконично, общался только с журналистами из родного Смоленска – поэтому информация о жизни Георгия Дмитриевича весьма обрывочная.
Родившийся 2 февраля 1941 года, Лапето после школы выбрал артистический путь – и отправился в Ленинград, где поступил в главный театральный вуз северной столицы, Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографа. После первого же курса будущий актёр взял вынужденный, но обычный для советских театральных студентов перерыв – на прохождение службы в рядах Советской Армии.
И вот именно в тот жизненный момент, когда большинство его коллег на время забывали об актёрских премудростях, и случилось главное событие в творческой судьбе Лапето.
Судьба в образе пожилой актрисыУроженец Смоленска Лапето проходил срочную службы в Белорусском военном округе – а как раз в то же самое время на киностудии "Беларусьфильм" режиссёр Владимир Бычков запустил в работу сказку "Город мастеров". Так что массовку для своей киносказки с массовыми жанровыми и батальными сценами постановщик набирал в том числе среди проходивших "под боком" военную службы студентов-актёров.
Одним из таких мобилизованных участников массовки стал и Георгий Лапето. Так и остался бы актёр одной из безымянных фигур, мелькающих на экране в стилизованных под европейское Средневековье костюмах, может быть, пару раз даже крупным планом, – если бы не актриса Елизавета Уварова. Опытная пожилая актриса, исполнительница роли гадалки бабушки Тафаро, обратила внимание на статного молодого человека с выразительными глазами, который чувствовал себя на съёмочной площадке как рыба в воде.
Уварова посоветовала режиссёру Бычкову присмотреться внимательнее к статисту Лапето, который был явно достоин большего, чем "четвёртый стражник в пятом ряду". Режиссёр присмотрелся – да так, что студент-первокурсник получил главную роль.
Бычков не пожалел о своём решении – роль харизматичного метельщика Караколя, возглавившего борьбу Города мастеров против захватчиков в лице герцога де Маликорна и его армии, получилась у Лапето блестящей. Во многом благодаря тому, что Георгий сам, без дублёров, исполнял многочисленные трюки, и это придало персонажу особую достоверность и обаяние.
Правда, на момент начала съёмок была одна проблема: военнослужащий Лапето имел причёску по уставу, то есть был практически лысым. А подвижность его персонажа исключала использование парика: накладные волосы постоянно сдвигались бы из-за прыжков и кульбитов. В итоге съёмочной группе пришлось брать в штабе Белорусского военного округа официальное разрешение на ношение рядовым Лапето волос длиннее, чем полагалось. Даже специальная бумага была выдана.
Судьбоносный выбор и одинокая старостьУспех "Города мастеров" был громким, а Караколь/Лапето в одночасье стал, выражаясь современным языком, звездой. Увы, но это был карьерный пик – и одновременно лебединая песня артиста.
После окончания в 1969 году института Лапето решил попробовать себя в режиссуре – но несколько лет работы в качестве второго режиссёра на студии "Беларусьфильм" убедили молодого человека, что это не его профессия. В начале 1970-х он переехал в Москву, но несколько лет попыток пробиться в столичный кинематограф не принесли успеха. Две-три эпизодические роли таковым, конечно, считаться не могли.
В итоге в конце 1970-х артист вернулся в Смоленск, где стал работать в местном Драматическом театре вместе с женой, актрисой Евгенией Иванчук. На малой Родине Лапето был одним из ведущих артистов театральной труппы с ролями в таких постановках, как "Дни Турбиных", "Лес", "Госпожа министерша", "Ретро" и другие.
Театральная карьера Георгия Дмитриевича продлилась полтора десятилетия, до 1991 года, когда в результате реорганизации Смоленского театра из учреждения ушёл главный режиссёр и значительная часть труппы, включая Лапето и Иванчук. К тому же вмешались семейные обстоятельства: у супруги актёра тяжело заболела мать и Лапето вместе с женой уехал на Украину, заботиться о больной тёще.
В 2007 году не стало Евгении Ткачук – и овдовевший Лапето вернулся в Смоленск. Актёрскую карьеру он не возобновил, хотя в культурной жизни родного города по мере сил участвовал.
Последние годы бывший любимец многомиллионной зрительской аудитории СССР провёл фактически отшельником. В марте 2022 года Лапето заболел коронавирусом и 1 апреля 81-летний артист ушёл из жизни.
Свежие комментарии