1 марта отмечается Всемирный день гражданской обороны (World Civil Defence Day). Праздник этот был учреждён в 1972 году Международной организацией гражданской обороны (МОГО), выросшей из довоенной Ассоциации Женевских зон – структуры, которая задумывалась как инструмент по спасению мирного населения от ужасов войны, но какой-то заметной роли в ходе Второй мировой так и не сыграла.
Россия отмечает этот праздник с 1993 года, так же, как и 54 других страны, являющиеся членами МОГО.
Праздничные даты – вещь хорошая, хотя бы в силу того, что они дают повод задуматься о сути отмечаемого явления или чествуемой организации, и об их роли в нашей жизни. И вот если задуматься о гражданской обороне, посмотреть на современные официальные документы, раскрывающие её смысл, – становится грустно.
Битый молью противогаз
Гражданская оборона в нашей стране рассматривается как «система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий».
Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Евгений Зиничев (справа). Фото: Пресс-служба МЧС по России/ТАСС
Во-первых, сразу хочется отметить, что если на территории ядерной державы с сильнейшей сухопутной армией на планете начались вдруг боевые действия, это значит, действительно что-то очень сильно пошло не так. Во-вторых, очевидно, что планирование и подготовка мероприятий по спасению целой страны – не совсем то, о чем стоит беспокоиться рядовому гражданину.
С этим утверждением согласны и специалисты МЧС. Составленная ими памятка по гражданской обороне утверждает, что каждый житель России должен знать:
- адрес защитного сооружения;
- адрес пункта выдачи средств индивидуальной защиты;
- адрес сборного эвакуационного пункта.
Трудно, согласитесь, придумать более далёкие от реальной жизни и опасностей рекомендации, чем вышеприведенные. Кто и когда в последний раз видел действующие защитные сооружения в российских городах? Выдача защитных средств – дело, конечно, полезное, но, как показал опыт «Зимней вишни», – противогазы нужны были людям непосредственно в горящем здании, но никак не на складе МЧС, пусть даже он располагался бы в соседнем доме. И, если говорить начистоту, от кемеровского ведомства было бы больше пользы, если бы оно нормально проверило исправность систем пожаротушения и качество материалов, которыми был отделан торговый центр.
Что касается пунктов эвакуации, то опять же печальный опыт Крымска, где в 2012 году произошло сильнейшее наводнение, наглядно продемонстрировал, что для спасения людей нужно было просто доходчиво сообщить о надвигающейся опасности. При необходимости – пройти по всем домам, постучать в каждую дверь, предупреждая о приближении паводка.
Да, в некоторых случаях централизованная эвакуация людей остается актуальной и необходимой. Яркий пример – организованный вывоз детей из крымского городка Армянск, пострадавшего от выбросов металлургического комбината «Титан». Однако, в общем и целом, сейчас информированные граждане куда быстрее покидают опасные районы, нежели местные власти успевают организовать эвакуацию.
Жители города Армянска на территории школы №3, где проходит эвакуация детей школьного возраста и детей дошкольного возраста с мамами в крымские санатории. Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС
Неадекватность инструкций связана с тем, что составлялись они ещё в советские времена, и отражают уровень угроз и возможностей граждан и государства, актуальных для времён 30–40-летней давности. В реальности СССР личная машина была не столько средством передвижения, сколько роскошью; теперь же владение автомобилем – обыденность, так что сесть за руль и уехать из опасной зоны – не проблема. Проблема – вовремя узнать о надвигающейся беде и безопасном маршруте отступления.
Конечно, при желании можно скачать и прочесть памятку по гражданской обороне, вреда от этого не будет. Впрочем, как и пользы. Но если говорить о защите людей, то, пожалуй, имеет смысл рассуждать о реальных угрозах и реальных возможностях, имеющихся здесь и сейчас.
Спаси ближнего своего
В чём действительно можно и нужно согласиться с рекомендациями МЧС, так это с необходимостью учиться оказывать доврачебную помощь. Блестящий пример – история московского десятиклассника Богдана Рудика, спасшего в самолёте пассажира, который летел тем же рейсом и у которого случился инфаркт. Дипломированного медика в салоне не оказалось, но мальчик, учившийся в классе медицинского профиля, уже знал необходимые навыки реанимации и поддержания дыхания, и, что очень важно, сумел применить их на практике. Результат – спасённая человеческая жизнь.
+
К сожалению, за редким исключением российские школы плохо предназначены для обучения полезным навыкам. Поэтому молодым (и не очень) гражданам придётся проявить инициативу, чтобы найти инструкторов, умеющих показать и объяснить, как эффективно останавливать кровотечения, грамотно фиксировать сломанные конечности, помогать при потере сознания, минимизировать последствия ожогов.
После начала боевых действий на Донбассе большую популярность получили курсы тактической медицины. Как правило, вели их ветераны боевых действий, непосредственно знакомые и с ранениями, которые получают люди, и с современными средствами экстренной помощи. Сейчас волна несколько спала, но найти действующие школы вполне можно. Правда, удовольствие это не бесплатное, а временами и недешёвое. Но это как раз хорошо понятно: чем полезнее навык, тем дороже он стоит. Во всех смыслах.
Тем же, кто заинтересовался вопросом, но не имеет возможности пройти полноценное обучение, можно порекомендовать методичку старшего лейтенанта медицинской службы ДНР, кандидата медицинских наук Юрия Евича – «Тактическая медицина современной иррегулярной войны». Эта работа опубликована в Сети и находится в открытом доступе. Однако тут важно понимать, что медицину невозможно изучать только по книгам: в этой области колоссальное значение имеет практически опыт и отработанные навыки, а их, к сожалению, не получить, читая инструкции и просматривая обучающие видео. Реальный опыт приходит только вместе с практикой.
Фото: www.globallookpress.com
Пора валить или можно отсидеться?
Рекомендации МЧС предлагают гражданам одно из двух: либо двигаться в пункты эвакуации, либо оставаться «в герметичных помещениях» и защитных сооружениях. Того, что население способно самостоятельно и осмысленно куда-то двигаться, советская доктрина, похоже, не предполагала в принципе.
Впрочем, это логично: личных машин в стране было мало, навигаторов не было совсем, весь транспорт находился под контролем властей, а на своих двоих далеко не уйдешь. Да и куда идти, если две сверхдержавы вдруг обменялись термоядерными ударами?.. С учетом этих вводных государству было выгоднее, чтобы те, кому особенно сильно не повезло, так и остались бы в своих «простейших укрытиях», а не создавали заторы на дорогах.
Однако с точки зрения отдельного гражданина ситуация выглядит совершенно иначе. Опыт Чечни, Приднестровья, Донбасса и других «горячих точек» показал, что вовремя покинуть район, где начались боевые действия, вооружённый конфликт, этническая чистка – это единственный способ гарантированно спасти себя и жизни своих близких. А значит, действительно желательно иметь автомобиль и неприкосновенный запас топлива к нему. Неплохо обзавестись и картой региона, а еще лучше – на память знать дороги и объездные пути, по которым можно выбраться в безопасное место.
Впрочем, побег из опасной зоны – это не конец истории, а как раз самое начало. Нового этапа жизни, в формате беженцев. И тут начинают играть свою роль факторы, о которых в обычной жизни мало кто думает, а ещё реже вспоминают, впопыхах собирая вещи под обстрелом или надвигающейся стихией.
В первую очередь это касается документов. Казалось бы: просто бумажка, не самая важная для спасения жизни. Однако, как показывает практика, отсутствие документов превращает потом общение беженцев с чиновниками в натуральный ад. Так что лучше заранее собрать и хранить в одном месте удостоверения личности, документы об образовании и бумаги, подтверждающие право собственности на надвижимость.
Собирать всё нужное в условиях катастрофы – вообще далеко не лучшая идея. Если в воздухе запахло керосином, имеет смысл заранее сложить «тревожный чемоданчик». Ну, или рюкзак, – кому как нравится. Писать о конкретном составе «драп-набора» – дело бессмысленное; каждый комплект формируется с учётом окружающих условий, потребностей и возможностей владельца. Однако найти примеры таких эвакуационных комплектов Интернете – вопрос нескольких минут. Заранее брошенные в сумку спас-одеяло (помните фотографии ребят, застрявших в тайской пещере?), непромокаемое пончо или дождевик и пяток теплоидов вполне могут спасти беженцу жизнь холодной ночью. В «мирное время» аналогичные наборы полезно иметь людям, которые не исключают для себя участия в поисках потерявшихся детей или помощи людям в чрезвычайных ситуациях (например, застрявшим на трассе во время зимней метели).
В каких-то случаях, наоборот, действительно бывает лучше отсидеться на одном месте, чем пытаться покинуть зону бедствия. Для этого неплохо заранее позаботиться о продовольствии и расходниках, позволяющих продержаться до прихода помощи или окончания катаклизма.
Фото: www.globallookpress.com
Сам себе МЧС
В России, как и в США, уже давно сложилась субкультура выживальщиков – людей, допускающих возможность краха современного общества или масштабных бедствий, и старающихся быть к этому максимально готовыми. Как и представители большинства других субкультур, выживальщики бывают не самыми адекватными и трезвомыслящими людьми. Тем не менее, общая концепция этого движения намного правильнее и полезнее для отдельного гражданина, чем откровенно устаревшие положения гражданской обороны.
В первую очередь это связано с тем, что выживальщики готовят себя к преодолению последствий катаклизмов во всем их многообразии, а не только к набору типовых чрезвычайных ситуаций, которые волнуют государство.
Простой пример: в стране разоряется крупный банк, деньги на счетах блокируются, мобильные приложения перестают работать, а банкоматы – выдавать наличность. Для государства это в целом ни разу не чрезвычайная ситуация. А вот для граждан, которым нужно на что-то жить – вполне серьезный кризис.
Если не впадать в фанатизм, такой жизненный подход, подразумевающий определенную предусмотрительность и подстраховку на случай разных экстраординарных ситуаций, может оказаться очень полезным, особенно если речь идёт не об отдельном человеке, а о безопасности целой семьи, включая детей. Не будет преувеличением сказать, что в современном обществе гражданская оборона начинается с проверки запасного выхода в кинозале, с наличия огнетушителя в кладовке и автомобиле, с умения оказать первую помощь, с запаса наличности, пусть и невеликого… А по большому счету, в целом – с неравнодушного отношения к себе и другим людям.
Ну, а со строительством атомных бомбоубежищ и отражением астероидных ударов государство как-нибудь справится само.
Свежие комментарии