Украинцы, воюя с собственной историей, прошли долгий путь декоммунизации, но запнулись на последней "стометровке". Они сломались на оливье. Отказаться от "СССР в тарелке" оказалось не так уж просто, а оторваться от любимого советского салата в канун Нового года невозможно в принципе.
Постмайданная Украина известна тем, что она ведёт непримиримую борьбу со всем советским.
Ещё во время госпереворота 2014 года уличные радикалы начали валить памятники Ленину, после чего плавно перешли на Пушкина и Екатерину II.Дальше – больше. Под запрет попали все коммунистические партии. Потом георгиевские ленточки. Потом День Победы. Вместо него наследники советского народа-победителя стыдливо празднуют День памяти и примирения (примирения с кем? С побеждёнными нацистами?). А потом под раздачу попал и Дед Мороз. Для нас – добрый старик-волшебник, дарящий детям подарки на Новый год и обожающий детские стишки, для них – "выдуманный персонаж, навязанный советскими антирелигиозными кампаниями". Обязанности по раздаче новогодних подарков на Украине теперь исполняет Санта-Клаус. Не зная, как ещё показать сопричастность западным ценностям (не демократией же их показывать!), Киев решил ломать через колено сложившиеся десятилетия назад и прочно вошедшие в культуру традиции.
И вот теперь каток декоммунизации докатился до своей последней остановки. Чтобы полностью сбросить с себя "ярмо" советского наследия, от украинцев потребовали отречься от салата оливье. И тут возникли проблемы.
Выплюньте это немедленно!Украинский офис британской Би-би-си в своём революционном рвении за свободу и демократию потребовал, чтобы этот Новый год украинцы встречали без традиционного блюда, которое все мамы в каждой семье ставили на стол каждое 31 декабря. И ни в коем случае не делились фотографиями этого "СССР в тарелках" в соцсетях.
В первый год полномасштабного вторжения (западные СМИ, следуя методичке, используют исключительно эту формулировку, обозначающую СВО. - Ред.) украинцы свергли советского Деда Мороза, с лёгкостью заменив его Санта-Клаусом. Но борьба с оливье гораздо сложнее,
– признаётся издание.
Оправдания у всех разные. Кто-то говорит: "Это всего лишь салат". Кто-то вздыхает: "Это воспоминания детства". А кто-то честно признаёт: "Это вкусно". А ещё и довольно дёшево, что немаловажно для украинцев в нынешних экономических реалиях.
Под стяги гонителей оливье одним из первых встал украинский ресторатор Евгений Клопотенко. Тот самый, который недавно устроил кулинарное шоу в опустевшей Киево-Печерской Лавре, разливая подливы прямо на алтаре.
Ещё в 2018 году украинский повар требовал выбросить традиционный новогодний салат на свалку истории, поскольку все, кто ест оливье, остаются "в плену советской культуры" и не способны воспринимать ничего украинского.
Это как выйти из тюрьмы, но продолжить питаться тюремными блюдами,
– провёл аналогию Клопотенко.
Ещё одним борцом против советского салата оказался украинский ютубер Антон Назаренко из Запорожья. Он назвал оливье памятником Ленину, который установлен на каждой украинской кухне.
Татьяна Марценюк из Черновцов говорит, что оливье ассоциируется у неё не только с Советским Союзом, но и с 90-ми: хрущёвка, лакированный стол, бабушкин сервант, салат и водка на столе.
Против оливье также выступают некоторые украинские беженцы. Для них триггером является надпись "Русский салат" в магазине или книге рецептов. После этого они объявляют новогоднему блюду политический бойкот.
Война с оливье дошла до самых верхов власти. В декабре 2022 года мэр Днепропетровска Борис Филатов заявил, что он "больше не может жрать эти оливье и "шубу", в связи с чем призвал украинцев отказаться от "советских привычек".
Впрочем, чиновник не смог остаться до конца верным своему слову и перейти последний Рубикон. Он заявил: "За холодец продам душу", показав, что даже сильные мира сего не способны задушить в себе маленького коммуниста.
Впрочем, борцы с "СССР в тарелках" и "Лениным на кухнях" пока что проигрывают битву. Большинство жителей страны по-прежнему с удовольствием наворачивает нехитрый, но такой вкусный салат из детства.
Многие относятся к попыткам политизировать блюдо как к абсурду в высшей степени проявления.
Это же не так, что ты берёшь ложку оливье – и у тебя в голове тут же возникает Кремль,
– рассуждает один из украинских пользователей соцсети.
Неголодные игрыСтоит отметить, что у украинских патриотов действительно есть такой пунктик – они зациклены на еде, к которой относятся порой так же серьёзно, как к государственному флагу. При этом особо пристальное внимание жители Украины всегда уделяли тому, чтобы русские не покушались на суверенность борща.
В 2020 году сотрудники посольства Украины в Турции совершили набег на турецкую "Википедию", чтобы исправить "русский борщ" на "украинский борщ".
В том же году случился грандиозный скандал. Актёр и блогер Андрей Бочаров, известный своими юмористическими переводами американских шоу, поместил в соцсетях фотографию тарелки с супом и написал: "После катка отлично заходит русский борщ". Эта запись вызвала эффект разорвавшейся бомбы. Дошло до того, что бывший министр культуры Украины Александр Ткаченко на полном серьёзе принялся обвинять Россию в краже "украинского борща".
На этом кулинарные страсти не улеглись. В 2021 году, компенсируя отсутствие собственной космической программы, украинцы с помощью аэростата запустили в стратосферу коробочку с борщом и гречневый багет.
В 2022 году Киев добился, чтобы всё тот же пресловутый борщ внесли в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Это было настолько важно для украинских дипломатов, что они даже созвали внеочередное заседание Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия.
А ещё Нацбанк Украины вводил в обращение монету с изображением всё того же красного супа. В общем, ещё немного – и появятся государственные медали с борщом.
На фоне того, в какой культ возвели борщ, становится даже немного обидно за галушки, горилку и вареники, которые не удостоились такого внимания. Хотя последним всё же установили памятник в Черкассах.
Любые ассоциации с русскими корнями блюд традиционной кухни немедленно вызывают на Украине общенациональный бугурт. Так, в 2023 году американский ресторан быстрого питания "Макдоналдс", чтобы поддержать Украину и подчеркнуть её "самость", выпустил первый "украинский бургер". Однако и тут "партнёры" умудрились нарваться на скандал. Въедливые клиенты обнаружили, что "украинский бургер" - это копия русского бургера "Биф а-ля Рус", который начали подавать в России ещё 11 лет назад.
Когда оскорбивших украинскую нацию менеджеров "Макдоналдса" призвали к ответу, те развели руками:
Наши повара подбирают рецепты согласно традициям украинской народной кухни. К сожалению, она очень схожа с русской кухней.
Тут стоит отметить, что такая фиксация на символизме еды свойственна не только украинским активистам и политикам.
Так, например, в прошлом году бывшая ведущая "Эха Москвы" Ксения Ларина* призналась из далёкой Португалии, что она больше не может есть блины. Раньше любила их и с радостью праздновала Масленицу, а теперь "символ русской агрессии" не лезет в рот.
Хочу сказать, что нет у меня никакой тяги к блинам. Раньше в иные годы для меня Масленица была любовью и традицией. Мы пекли блины, мы встречались с друзьями. Сейчас любое напоминание о русских традициях вызывает крик,
- признаётся телеведущая.
Этот пост нашёл отклик у беглых либералов, и в соцсетях тут же разгорелась дискуссия на тему того, можно ли считать блины виновниками конфликта на Украине.
Журналист Александр Рыклин* со стыдом признался, что не может отказаться от блинов, как украинцы – от оливье.
Я уже два раза жрал. Стыдно было, конечно, но вкусно,
– написал он.
И чтобы хоть как-то реабилитироваться в глазах общественности, добавил, что блины надо запивать "украинской водкой" (видимо, речь про горилку).
А президент Франции Эммануэль Макрон во время встречи с лидером КНР Си Цзиньпином потребовал, чтобы из меню убрали его любимый "русский торт". Политика оказалась важнее любви к сладкому. Хотя мы уверены, что если бы китайский лидер отведал "русский торт" в Елисейском дворце, мир бы не перевернулся.
Не оливье единымОтметим, что для окончательной декоммунизации украинцам отказаться от одного оливье недостаточно. Нужно также поставить крест на селёдке под шубой, холодце, салате "Мимоза", бутербродах с огурцами, бутербродах со шпротами, пельменях и фаршированных яйцах. А если уж идти до конца, то со стола надо убирать также шампанское, коньяк и мандарины. Хлопушки, гирлянды и бенгальские огни тоже извольте выбросить, поскольку это такие же символы советского Нового года, как и всё остальное.
Или всё же можно признать, что прошлого и своих корней нечего стыдиться? И что нет ничего более лакейского, чем судорожная попытка перенять чужую культуру и требовать от соотечественников того же самого. Лучше уж продолжать есть оливье. Или на худой конец – бургер "Биф а-ля Рус".
_______________
* Оксана Баршева (Ксения Ларина), Александр Рыклин внесены Минюстом России в реестр физлиц, выполняющих функции иностранных агентов.
"А как у них?"Всего за пару десятилетий нас приучили не перенимать лучший опыт стран мира, а жить с оглядкой на других. Но если приглядеться, так ли всё хорошо там, где нас нет? Разбираемся предметно. Царьград рассказывает о мировом опыте в той или иной сфере жизни. Мы не говорим, что у них плохо, а в России хорошо. Просто приводим факты, в том числе показывая, к чему мы можем стремиться, а о чём лучше забыть навсегда.
Свежие комментарии