Один из замов Силуанова сегодня заявил о том, что Минфин не рассматривал принудительное использование накоплений граждан для финансирования дефицита бюджета.
Тимур Максимов, заместитель министра финансов России:
Когда у нас в российской экономике проявились кризисные явления, которые мы наблюдали в последние месяцы, с подачи, наверное, некоторых комментаторов возникла тема того, что правительство РФ или российское государство в целом рассматривает возможности использовать накопления граждан для финансирования расходов, дефицита бюджета, который в этом году по объективным причинам увеличится.
Я хочу от лица министерства заявить, что такие вопросы даже не рассматривались нами. Мы не рассматриваем для себя такую возможность, как принудительное какое-то использование накоплений граждан для финансирования расходов или дефицита бюджета.
Помните, с чего все началось? С неосторожного высказывания Алексея Кудрина в интервью РБК. В нём глава Счётной палаты упомянул, что граждане держат в банках 30 трлн рублей. И эти деньги банки при желании могут использовать, чтобы дать их взаймы государству.
После этих слов в разных изданиях вышли материлы с заголовком – "Кудрин предложил брать деньги со счетов физических лиц для борьбы с кризисом". Как выяснилось позже, бывший глава Минфина не имел в виду изъятие вкладов. Вот цитата Кудрина:
В интервью РБК сказал об обычной практике банков во всех странах вкладывать свободные средства, в том числе депозиты физлиц, в гособлигации. Кто-то расценил это как рекомендацию изъять деньги вкладчиков – это абсурд. Конечно, об этом речь не идёт.
Иными словами, изымать вклады граждан для борьбы с кризисом никто не собирался. Это сегодня подтвердил и зам Силуанова. Однако возникает вопрос – зачем чиновники "ляпают", а после опровергают? Доверия это точно не вызывает среди простых людей. Аналогичная ситуация была на днях и с "вбросом" по поводу возможной деноминации.
Как написали "Ведомости", по мнению известного российского аналитика Александра Разуваева, с момента последней деноминации, которая прошла в 1998 году, российский рубль достаточно обесценился, чтобы провести новую процедуру по уменьшению нарицательной стоимости номинала национальной валюты в 100 раз. По словам Разуваева, о такой мере приходится говорить из-за стремительного увеличения в стране количества наличных денег.
Российские граждане, как тот Атлант, держат на своих плечах, а точнее, за счёт своего кошелька всю макростабильность. Фото: Владимир Веленгурин/Globallookpress
После этой публикации следом пошли мнения за и против. Ситуация настолько накалилась, что главе ЦБ пришлось даже опровергать такую возможность.
И всё это происходит на фоне продолжающейся с начала года перманентной девальвации рубля. Большинство экспертов в открытую заявляют о неизбежности дальнейшего падения российской национальной валюты.
Очевидно, что девальвация сильно бьёт по тем, кто зарабатывает и тратит в рублях, но это, по всей видимости, финансово-экономические власти особо не интересует. Ведь в условиях кризиса – это один из немногих способов наполнить бюджет. Кроме того, по рублю наносит удар и нынешняя пандемия.
По словам Сергея Суверова, инвестиционного стратега УК "Арикапитал",
"Многие, не только юрлица, но и физлица ждут новой волны девальвации, она весьма возможна. Кроме ситуации на рынке нефти, которая может ухудшиться, мы видим, что по мере снижения ключевой ставки центральными банками, снижение доходности по ОФЗ, carry-trade становится менее привлекательным в пользу рубля, поэтому это тоже может быть фактором ослабления рубля.
Чиновники правительства и Центробанка так любят хвастаться построенной ими макростабильностью. Девальвация рубля и закредитованность населения – это драйверы даже не роста, а топтания на месте отечественной экономики. Если их убрать, экономика рухнет. Вот так, российские граждане, как тот Атлант, держат на своих плечах, а точнее, за счёт своего кошелька всю макростабильность. Деятели, отвечающие за социально-экономическое развитие, полные импотенты. Все их рапорты об успехах оплачены простыми людьми, сами они ни на что не способны. Девальвация, пусть и вялотекущая, – единственная модель, когда экономика не рухнет лавинообразно. Кстати, министр экономического развития Максим Решетников заявил, что "Россия достигла цели ликвидации крайней нищеты в её международном понимании".
Сейчас, по словам министра, доля такого населения в стране составляет менее 1%. Я провёл сегодня небольшие расчёты. Международный стандарт крайней нищеты – это $1,9 в день, для России – это чуть более 4 тысяч рублей в месяц. Из слов министра Решетникова следует, что при населении страны в 146 млн человек как минимум почти 1,5 миллиона не живут, а существуют в крайней нужде. Если же взять за основу, что семья состоит из трёх человек, то получается, что полмиллиона семей находятся за чертой физиологического выживания. Так что чиновникам особо нечем гордиться. В богатейшей стране мира население, за исключением небольшой группы людей, находится в нужде. И это главная проблема страны, которая безусловно обострится после очередной девальвации рубля.
Свежие комментарии