
Вот уже несколько месяцев прошло с момента вынесения приговора бывшему заместителю министра обороны Тимуру Иванову. Но, похоже, расследование злоупотреблений в военном ведомстве лишь набирает ход и масштабы. Новый арест в Москве открывает широкие перспективы в разоблачении схем вокруг контрактов, связанных с Минобороны.
И, похоже, неприятности для "гламурного замминистра" отнюдь не закончились.Новая неприятность в "благородном семействе" структур, связанных с прежним руководством Минобороны: в Москве задержана бывший депутат и руководитель СРО "Оборонстрой" Ирина Ясакова. Её подозревают в мошенничестве на сумму почти 800 млн рублей.
В случае признания Ясаковой виновной часть этих средств может быть компенсирована за счёт столичного особняка экс-депутата, ориентировочная стоимость которого составляет 120 млн рублей. Впрочем, как уже выяснил Царьград, конфискованные у коррупционеров активы далеко не всегда приносят доход государству.
Юрист, бизнесмен, депутат — арестант?Биография у Ирины Геннадьевны, весной сего года отметившей 60-летний юбилей, действительно насыщенная.
Получив в конце 1990-х второе высшее образование по специальности "юрист" (первое высшее образование — экономическое), Ясакова с начала 2000-х начала оказывать консультационные услуги ветеранам правоохранительных органов и офицерам запаса.
Проникнувшись, судя по всему, нуждами и чаяниями военных, она в 2010-х годах активно участвовала (в качестве либо руководителя, либо учредителя) в создании бизнес-структуры, объединённой "брендом" "Оборонстрой".
А уже затем почувствовала в себе таланты к государственной законотворческой деятельности — в 2016-2021 гг. трудилась в заксобрании Вологодской области. Её даже признавали — в ту пору, когда декларации народных избранников были публичными — самым богатым депутатом регионального парламента.Как занесло москвичку родом из Оренбурга в Вологодскую губернию? Извилисты и непредсказуемы пути политической карьеры отечественных бизнесменов — но в Вологде Ирина Геннадьевна была на виду. Во всяком случае, в стратегически важном комитете по бюджету и налогу активно заседала.
Годы работы с Минобороны — а где деньги?Ещё в бытность Ясаковой вологодским депутатом наблюдались странности с её бизнес-деятельностью, не позволяющие считать её нынешний арест "громом среди ясного неба". Скорее возникает лёгкое недоумение, отчего к работе Ирины Геннадьевны с Минобороны ранее не возникало вопросов у компетентных служб и органов?
Общедоступные сведения о предпринимательнице Ирине Ясаковой гласят: она была генеральным директором и учредителем целого ряда интересных структур (все они в разное время ликвидированы):
СРО "Оборонжилсервис"; СРО "Ассоциация Оборонэнерго"; НП "Оборонпожараудит"; НП "Оборонарбитраж"; ООО "Оборонкадастр"; ООО "Оборонстройсистема"; ООО "Оборонсклад".У этих организаций имеется любопытная, но при этом подозрительная черта — все "обороны" сдавали государству нулевые или символические отчётности, вплоть до момента ликвидации.
Ещё одна отличительная особенность бизнеса госпожой Ясаковой – её пристрастие к структурам под аббревиатурой СРО (саморегулируемые организации).
Такой статус, прописанный в соответствующем Федеральном законе № 315-ФЗ, присваивается некоммерческим объединениям юрлиц или ИП, работающим в одной сфере. Эта форма кооперации позволяет решать текущие рабочие вопросы без привлечения государственных органов, а также предоставляет механизмы возмещения ущерба при форс-мажорных обстоятельствах.
В общем, идея понятна: заранее оговорить правила совместной работы, условно выражаясь, "на берегу", чтобы по возможности решать спорные вопросы самостоятельно, без привлечения государства, но в очерченных законом рамках.
Все вопросы — к действующему гендиректору?СРО — добровольное объединение, но в ряде случаев осуществление профессиональной деятельности возможно только при участии фирм и ИП в таких организациях.
Строительство, реконструкция и капитальный ремонт относятся к отраслям, где членство в СРО добровольно-принудительное.
И тут в деловой активности Ирины Ясаковой проявляются интересные детали.
В разгар её депутатских трудов на благо жителей Вологодчины в Арбитражном суде Москвы состоялось заседание по иску против СРО "МОСО "Ассоциация Оборонстрой" (февраль 2019-го). К тому моменту Ясакова не являлась гендиректором этой структуры, однако она покинула этот пост осенью 2016-го, до этого будучи руководителем организации с момента основания (с 2009 года).
В чём же суть дела, по которому "Ассоциация Оборонстрой" являлась ответчиком?
Суд установил, что СРО с момента основания и до даты подачи искового заявления (май 2018-го) должен был следовать букве соответствующего закона. А именно — вести тщательный учёт членов структуры (как действующих, так и прекративших своё участие) и формировать за счёт сборов с участников специальный компенсационный фонд.
Полтора миллиарда по дороге ветром сдуло…Компенсационный фонд — это своего рода кубышка из взносов членов СРО для чрезвычайных расходов. Чаще всего — на два основных "форс-мажора":
возмещение ущерба от разрушений и повреждений при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте; выплата компенсаций в случае невыполнения юрлицом или ИП, состоящими в СРО, договоров подряда.Выяснилось, что "Оборонстрой" и отчётность вёл из рук вон плохо (предоставил сведения о менее чем половине из 3 тысяч членов организации), и с собранными деньгами обращался весьма вольно. "Пропало" 1,5 млрд рублей, которые СРО должна была перевести далее по установленной законом цепочке на счёт ассоциации "Национальное объединение строителей".
В итоге Арбитражный суд Москвы постановил взыскать с "Оборонстроя" указанную сумму — а перед нами приоткрылась, судя по всему, схема злоупотреблений, эхо которой докатилось до 2025 года в виде ареста Ирины Ясаковой.
Главное — вовремя сменить должностьИтак, имеем три родственные структуры: СРО "МОСО Ассоциация Оборонстрой", СРО "МОПО "Ассоциация Оборонстрой проект" и "Национальное объединение изыскателей и проектировщиков".
Генеральным директором трёх организаций на данный момент является Андрей Панфилов. Однако такой статус он обрёл в июле 2017-го, сменив на посту Ивана Соловьёва. В свою очередь, Иван Александрович стал гендиром в октябре 2016-го вместо… Ирины Геннадьевны Ясаковой.
Причём эта цепочка событий прослеживается одновременно во всех указанных структурах "Оборонстроя".
С последней из организаций — "Национальным объединением изыскателей и проектировщиков" ("Оборонстройизыскания") — напрямую сотрудничают сотни и тысячи фирм и ИП, осуществляющих строительные и ремонтные работы для Минобороны.
Такая картина: фирмы вносят в общей сложности более миллиарда рублей в компенсационный фонд СРО, членство в котором открывает доступ к контрактам с Минобороны. То есть к бюджетным деньгам. Причём этот компенсационный фонд странным образом "испаряется по дороге".
А верстовые столбы на этой дороге — структуры, так или иначе связанные с задержанной ныне по подозрению в мошенничестве Ириной Ясаковой.
Что с того?Время для главного вопроса: кто занимает центральное место в этой схеме?
Если подозрения следствия верны, то руководство структур "Оборонстроя" в лице Ясаковой и её пособников выполняли функции "оформителей входных билетов" за право доступа к контрактам Минобороны. Но распределять контракты между подрядчиками должен был кто-то непосредственно из руководства военного ведомства.
Напомним, что с 2016 года (период наибольшей активности структур под общим названием "Оборонстрой") пост заместителя министра обороны, курировавшего сферу строительства, реконструкции и капремонта военных объектов занимал небезызвестный Тимур Иванов.
Которому, как показало расследование "Первого русского" о казнокрадстве при строительстве укреплений в Курской области, прекрасно знакомы коррупционные механизмы воровства из бюджета через многочисленные фирмы-"прокладки". Ведь СРО, действовавшие под крылом Ирины Ясаковой, это лишь часть системы контрактов по линии Минобороны.
Так что вынесенный летом текущего года Тимуру Иванову приговор (13 лет лишения свободы) может оказаться отнюдь не окончательным — и дело Ясаковой добавит несколько штрихов к одному из самых громких коррупционных скандалов в истории России. Ну и несколько лет к сроку лишения свободы "золотого генерала".
Царьград следит за развитием событий.
Свежие комментарии