На фоне официальных сообщений о беспрецедентном росте международных резервов России, за которыми следит Центральный банк, звучит всё больше вопросов о реальном состоянии этих активов. По словам профессора Катасонова, госрезервы золота вывозят из России в Лондон и Гонконг…
Согласно информации ЦБ, по состоянию на 4 июля 2025 года объём международных резервов достиг рекордной отметки в 690,6 миллиарда долларов, увеличившись за неделю на 2,9 миллиарда.
Примечательно, что это уже второй раз за короткое время, когда обновляется исторический максимум, - на 27 июня резервы составляли 687,7 миллиарда, передаёт life.ru.Официальные данные объясняют прирост "в основном положительной переоценкой", а в структуру резервов традиционно входят иностранная валюта, специальные права заимствования (СДР), монетарное золото, а также позиции в МВФ. Всё выглядит обнадёживающе. Но насколько эти цифры отражают реальное состояние дел?
Доктор экономических наук, профессор Валентин Катасонов считает, что за внешне впечатляющей статистикой скрывается тревожная и даже опасная тенденция. По его словам, значительная часть этих резервов - это не активы, доступные для оперативного использования, а средства, замороженные с февраля 2022 года.
Центральный банк уже четвёртый год в статистику валютных резервов включает в том числе и замороженную часть. Это вводит многих в заблуждение,
- подчёркивает эксперт.
Таким образом, реальный объём доступных международных резервов России существенно меньше заявленных почти 700 миллиардов. По оценке Катасонова, незамороженная часть может составлять менее половины от общей суммы. Причём и эта часть в значительной мере состоит из китайских юаней и золота - то есть активов, по которым тоже есть свои риски и ограничения.
Юань в таких количествах нам хранить совсем не с руки, потому что юань по отношению к рублю всё-таки потихонечку обесценивается,
- добавляет он.
Фактический прирост резервов в последние месяцы обеспечивается не за счёт активной закупки новых активов, а исключительно из-за роста рыночной стоимости золота. Как поясняет Катасонов, прирост стоимостных показателей международных резервов обеспечивается прежде всего за счёт роста цены золота, а не за счёт того, что в физическом выражении золотой резерв растёт.
И это, по его мнению, лишь вершина айсберга. Куда тревожнее выглядит ситуация с физическим золотом, которое, как он утверждает, вывозится за пределы России. Причём делает это не кто-то тайно, а вполне системно и, по всей видимости, с молчаливого согласия или при полном бездействии регулирующих органов.
Сегодня фактически золото, которое является действительно главной и настоящей валютой, в значительной степени вывозится за пределы России,
- утверждает Катасонов.
При этом сложно понять масштабы и направления этих потоков. Всё, что касается движения золота, ныне засекречено. Однако, по словам эксперта, ориентируясь на открытые иностранные источники, можно сделать вывод: российское золото уходит в Гонконг и Лондон. Сначала - через азиатский маршрут: "скорее всего, Гонконг, через Гонконг - Китай". Затем часть объёмов "через каких-то посредников транзитом идет в Лондон, на Лондонский рынок золота".
Стоит отметить, что ещё в феврале 2020 года Центральный банк России официально объявил об остановке закупок золота в резервы. По словам Катасонова, это решение озвучила глава ЦБ Эльвира Набиуллина. После этого был перерыв, но в условиях начавшейся СВО закупки были временно возобновлены, чтобы хоть как-то поддержать структуру резервов. Однако в дальнейшем - снова свёрнуты. Таким образом, физический объём золотого запаса практически не увеличивается, несмотря на рост его рыночной оценки.
Возникает логичный вопрос: если золото остаётся едва ли не единственным надёжным и не подверженным санкциям активом, почему оно вывозится за рубеж? Катасонов недоумевает:
Этот процесс, к сожалению, очень слабо контролируется. Никто этот вопрос не заостряет.
Более того, на фоне растущего внешнеполитического давления и замораживания активов золото должно было бы стать якорем финансовой независимости. А получается - наоборот.
Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, Центральный банк публикует рекордные показатели, в которых заложена значительная доля "мёртвых" активов - тех самых, что заморожены на Западе. С другой стороны, остающееся в распоряжении страны золото физически вывозится туда же, где уже и без того удерживают почти половину российских резервов.
На самом деле сегодня если и возникают какие-то приросты, то только за счёт, конечно, золота,
- повторяет профессор.
Парадоксальная двойственность - между отчётами и реальностью, между формальным ростом активов и фактическим оттоком главной валютной ценности - и тревожит эксперта больше всего. Как говорит Катасонов, такие статистические манипуляции "вводят в заблуждение" не только общественность, но и тех, кто принимает решения. А ведь в ситуации, когда большая часть резервов уже однажды оказалась недоступной, подобная непрозрачность может привести к повторению прежних ошибок - но уже без возможности восстановить утраченное.
Именно золото сегодня, по мнению экономиста, должно было бы стать фундаментом новой модели экономической безопасности России. Но реальность пока обратная. И пока вместо роста золотых запасов фиксируется их отток, никакие цифры, даже если они будут "обновлять исторический максимум" каждую неделю, не смогут стать гарантией стабильности.
Свежие комментарии