
Предлагаемые Украине США гарантии безопасности "в духе НАТО" не имеют реальной силы, а готовность Европы к конфронтации с Россией не подкреплена готовностью воевать. Единственными сторонами, действительно заинтересованными в заключении сделки, остаются Вашингтон и Москва, тогда как время работает против Киева.
Американская администрация предлагает Киеву так называемую "платиновую" гарантию безопасности, стилизованную под принципы НАТО, однако её практическая ценность ничтожна. В то же время, несмотря на воинственную риторику европейских лидеров, готовых говорить о "разгроме Путина", ни ЕС, ни отдельные его страны не готовы вступить в войну за Украину. В сложившейся ситуации время играет против украинской стороны, а реальная возможность договориться существует лишь между США и Россией. Об этом пишет Иносми.
Суть обсуждаемых гарантий, которые Дональд Трамп активно продвигает Владимиру Зеленскому, заключается в обещании помощи, аналогичной положениям статьи 5 устава НАТО, согласно которой нападение на одного члена альянса считается нападением на всех. Однако ключевая оговорка кроется в формулировке "в духе". Устав НАТО не обязывает членов альянса к автоматическому военному ответу, оставляя за каждым государством право самостоятельного решения о форме помощи, которая может и не включать применение силы. Предлагаемая Украине "платиновая" гарантия будет ещё более расплывчатой.
Исторически надёжные гарантии безопасности, как, например, англо-польский договор 1939 года, подразумевали чёткое обязательство вступить в войну в защиту союзника.
В отличие от них, Будапештский меморандум 1994 года о гарантиях безопасности Украины остался лишь на бумаге. Именно поэтому Зеленский скептически относится к новым формальным обязательствам.Обсуждение этих гарантий проходило на встрече в Берлине между Зеленским, американским посланником Стивом Уиткоффом и зятем Трампа Джаредом Кушнером. Украинская сторона настаивает, чтобы любая договорённость была ратифицирована Конгрессом США и получила статус международного договора.
Параллельно в Европе звучат призывы быть готовыми к войне. Французские и британские военные чины говорят о необходимости готовить общество к потенциальному конфликту, а канцлер Германии Фридрих Мерц проводит жёсткие исторические параллели. Однако, как утверждается, за этой риторикой не стоит реальной готовности Запада воевать за Украину.
Европейские предложения по безопасности, например, немецкий десятипунктовый план, сосредоточены в основном на консультациях, сотрудничестве в военной промышленности и обмене данными, но не на конкретных военных обязательствах. При этом европейские страны, судя по всему, не готовы предоставить Украине объёмы вооружений, финансов и людских ресурсов, необходимые для победы над Россией.
Эта ситуация выявляет три ключевых противоречия в позиции Европы. Во-первых, переговоры ведутся с Трампом, в то время как окончательное решение остаётся за Путиным, который вряд ли примет западные гарантии. Во-вторых, в европейском дискурсе совмещаются взаимоисключающие тезисы о скором коллапсе России и о её немедленной военной угрозе. В-третьих, не учитывается, что время работает против Украины на фоне ударов по инфраструктуре, внутренних скандалов и проблем с мобилизацией.
В итоге, европейцы стремятся к идеальному, с их точки зрения, миру, тогда как американцы действуют в рамках реального. Если Европа желает иного исхода, то единственной альтернативой остаётся прямая война с Россией, на которую добровольцев не находится.
Свежие комментарии