Игорь Юшков объяснил, как бюджет России спасут от дефицита. У правительства есть способы избежать кризисных явлений: секвестр, распаковка ФНБ, завершение СВО. Эксперт, однако, предупредил: "Любая мера будет болезненна".
Нефтегазовые доходы России снижаются. На это играют сразу два фактора, которые обычно друг друга уравновешивают и тем самым стабилизируют наполнение казны.
Это сильный рубль - соответственно, экспортёры в рублёвом выражении получают меньше, продавая на экспорт за доллары. И низкие цены на нефть - в последнее время стоимость сырья марки Urals иногда опускается ниже 50 долларов за бочку.Однако даже при нынешних ценах на чёрное золото и курсе критической ситуации с бюджетом в 2025 году не сложится, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве России Игорь Юшков. В эфире программы "Царьград. Главное" он объяснил, как бюджет России спасут от дефицита.
Способы избежать кризисных явлений естьСобеседник "Первого русского" указал, что есть несколько возможных сценариев, которые в случае реализации способны поддержать казну, - это секвестр бюджетных расходов, распаковка ФНБ, завершение СВО:
У правительства есть возможности избежать кризисных явлений. Окончательно потратить Фонд национального благосостояния, его ликвидную часть. Изменить ряд параметров бюджета, сократив расходы, в том числе на национальные проекты, отодвинув их на следующие периоды. Ну и дальше будут смотреть, что будет происходить с СВО. Потому что, если она закончится в 2025 году, можно будет сократить оборонные расходы. Сейчас явно такой сценарий, пока спецоперация идёт, не рассматривается. Но и ряд других трат могут быть урезаны. Например, выплаты по демпфирующему механизму в адрес нефтяных компаний. Правда, это может привести к росту стоимости топлива внутри страны. Поэтому любая мера, конечно, будет болезненна.
Эксперт допустил, что при сочетании ряда факторов спуститься к 45 долларам за баррель может и Urals, и Brent, но это будет временная история:
Даже сейчас, при ценах в районе 60 долларов за баррель, в США начинают снижать объёмы добычи. Весь 2025 год фактически происходит постепенное снижение объёмов добычи в Штатах. И чем ниже будет цена, тем быстрее это будет происходить. Это будет немного балансировать рынок. Нам, может быть, от этого и не сильно легче, но этот фактор тоже будет сказываться.
Механизм поддержки бюджета сломалсяМежду тем основатель аналитического агентства Wall Street Pro Дмитрий Черёмушкин заметил в разговоре с Царьградом, что вопреки всем привычным экономическим механизмам, рубль не ослабевает, в результате растёт вероятность того, что России не хватит бюджетных средств, чтобы спокойно закончить текущий год без серьёзного дефицита.
[Бизнесмен Олег] Дерипаска, когда говорит, что доллар при нефти за 45 долларов может подняться до 115-125 рублей, исходит из предположения, что для нефтяников это тот уровень, 45 долларов за баррель, при котором добыча нефти всё ещё остаётся прибыльной. Мы всегда с вами видели, что раньше рынок регулировал наполняемость бюджета. То есть если нефть падает, рубль автоматически девальвируется,
- пояснил собеседник "Первого русского".
По его мнению, это был нормальный рабочий рыночный механизм, однако сейчас уже всем очевидно, что что-то в этом механизме сломалось:
Такое чувство, что из часов, которые хорошо работали, вдруг выпала какая-то шестерёнка. Мы видим, что нефть идёт вниз, а рубль не девальвируется. Он должен тем самым спасать бюджет, спасать экономику, спасать экспортёров, а он не спасает. Что-то происходит, но пока мы не понимаем, что происходит и почему.
Свежие комментарии