Серия публикаций Царьграда, разоблачающих "оборотней в рясах", русофобов, затесавшихся в церковные ряды, уже вызвала большой резонанс в обществе. В очередной части нашего журналистского расследования речь пойдёт о трёх антирусских пропагандистах: священнослужителе, вырастившем на своих откровенно предательских лекциях несколько поколений клириков Русской Православной Церкви, и двух мирянах, долгие годы имевших огромное влияние на церковную информационную политику.
Уроки истории: от Бисмарка к СталинуВ первой части нашего журналистского расследования мы уже приводили крылатые слова, приписываемые германскому канцлеру Бисмарку, которые недавно цитировал президент Владимир Путин:
Войны выигрывают не полководцы, а учителя и приходские священники.
Их смысл предельно прост: победоносный дух народа невозможно воспитать без участия педагогов и священнослужителей. И сложно сказать, одержали бы наши деды и прадеды Победу в Великой Отечественной войне, если бы в 1934 году советское руководство не решило возродить преподавание русской истории в школах.
Конечно, преподавание преподаванию рознь. Слава Богу, в 1930-х годах при подготовке новых школьных учебников хватило ума не очернять всю дореволюционную историю. По итогам конкурса на написание лучшего учебника победил проект профессора Андрея Шестакова, который лично редактировал Иосиф Сталин, и там подчёркивалась преемственность в развитии Государства Российского, говорилось о русских Победах, наших выдающихся полководцах и главных достижениях страны разных времён, включая царские. Подчеркнём: именно по этим учебникам учились школьники, ушедшие на фронт прямо с выпускного бала в 1941 году.
К сожалению, священнослужители в те годы были не только отстранены от советской школы, но и практически удалены из социальной жизни советского государства. Так, на начало Великой Отечественной войны на свободе находилось лишь несколько православных архиереев, а число действующих храмов на всей территории РСФСР не превышало и сотни. Однако, несмотря на десятилетия гонений, Русская Церковь в первый же день войны взялась за патриотическую агитацию. В том числе – в воззвании своего Первоиерарха, митрополита Сергия (Страгородского), будущего Патриарха, так обратившегося к народу 22 июня 1941 года:
Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят ещё раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой... Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью, и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу... Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь нам дарует победу.
Но, как видно из предыдущих частей нашего расследования, не всё духовенство Русской Церкви едино в патриотических убеждениях и стремлении к воспитанию своей паствы на христианских идеалах служения не абстрактному "ближнему", а вполне конкретному. Своей родной земле и её народу, в том числе – в исполнении закона Христова: "нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя".
И самое страшное и опасное – то, что один из тех, кого мы по аналогии с "оборотнями в погонах" назвали "оборотнями в рясах", с 1988 года преподаёт историю в Санкт-Петербургской духовной академии. Воспитав на своих откровенно русофобских лекциях несколько поколений священнослужителей, многие из которых в 2022 году стали подписантами антироссийского "антивоенного" открытого письма. Но обо всём по порядку.
Краткий курс нацпредательстваИтак, протоиерей Георгий (Юрий) Николаевич Митрофанов. Ему 65 лет. Клирик Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви, до сих пор являющийся профессором и заведующим (!) кафедрой церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии. Один из самых известных, в том числе на Западе, церковных историков, а если точнее – исторических публицистов. Большинство его работ – это весьма политизированные проповеди, публицистические заметки и лекционные курсы, посвящённые новейшей истории Русской Церкви и Государства Российского.
Политическая активность протоиерея Митрофанова проявляется достаточно давно и связана не только с участием в оппозиционных открытых письмах и осуждением СВО. Собственно, из ранее упоминавшихся открытых писем он подписал только одно: в поддержку белорусских мятежников 2020 года. Что же касается воззвания против СВО, а соответственно – против властей и воинства Государства Российского, то здесь Митрофанов открыто раскритиковал подписантов за... недостаточную последовательность:
Текст этого обращения мне не близок. Он слишком декларативен и расплывчат, лишён конкретного целеполагания и к тому же непонятно кому адресован. С его посылом в целом я согласен.
И при этом обличил всех православных христиан, поддержавших СВО, отметив, что они "перестали быть христианами":
Но вернёмся к преподавательской и "научной" деятельности протоиерея Митрофанова. Она во многом связана с его радикально антисоветскими взглядами, доходящими до открытой апологии предателей-власовцев в целом ряде работ и интервью Митрофанова. Приведём только одну цитату:
Трагедия генерала Власова оказалась в том, что у него не было союзника, который по существу отличался от Сталина. Гитлер и Сталин – это братья-близнецы. И победа той или другой силы должна означать очередное поражение русского народа. Мы сейчас не будем говорить о планах Власова и его сторонников, связанных с тем, что возможный конфликт западных союзников со Сталиным дал бы им возможность, уже после разгрома Германии, продолжить свою борьбу.
То есть Великая Победа 1945 года для Митрофанова – это "очередное поражение русского народа". И вместе с тем – очевидное сожаление, что власовцы не продолжили войну против Советского Союза вместе с "западными союзниками". А потому неслучайно на вопрос блогера Николая Солодовникова ("ещёнепознера") "Чей Крым?", заданный ему ещё в июле 2019-го, он ответил: "Крым сдан". После чего пустился в долгие размышления о том, что нынешняя Россия не имеет никакого отношения к исторической (которую, к слову, Митрофанов также сильно критикует):
Для меня, например, очевидно одно. То, что происходит сейчас в нашей стране, к сожалению, уже не имеет никакого отношения к той России, которая была до 1917 года.
Но в чём же, по мнению Митрофанова, корень наших проблем? Оказывается, в нашей имперской ментальности, том самом ромейском (византийском) наследии, которое и сделало нас русскими.
Так, в одной из своих "научных" (в реальности – политико-пропагандистских, хотя и написанных научным языком) статей "Ментальность русского народа в культурно-цивилизационном пространстве России ХХ века" он прямо написал, что именно русская православная традиция благочестия, основанная на имперских идеалах, и привела наш народ к революционной трагедии. То есть, грубо говоря, "народ не тот".
Таким образом, это уже не просто ностальгия по "России, которую мы потеряли", а откровенная декларация того, что наша страна и народ – онтологически ущербны. Впрочем, своя русофобская логика в этом есть. И она вполне вяжется с апологией Власова и власовцев, ведь, исходя из неё, "исправить" Россию и русских можно только извне.
Справедливости ради отметим, что Митрофанов прямо не призывал к интервенции "цивилизованного" Запада. Но всей своей деятельностью, в том числе педагогической, он подводит именно к такому выводу. Что называется, sapienti sat. А потому вопрос, как может такой человек продолжать воспитывать будущих священников, является отнюдь не риторическим.
А теперь несколько слов о тех, кто годами лоббировал деятельность Митрофанова в церковных СМИ и способствовал распространению его работ, в том числе в церковной сети. На этот раз об околоцерковных "оборотнях без ряс" – бывших православных активистах, которые, по слову Священного Писания, "вышли от нас, но не были наши".
"Православие и зомби": Сергей Чапнин и Ксения ЛученкоСергей Чапнин и Ксения Лученко – два активных околоцерковных либеральных деятеля, несмотря на то что являются светскими людьми, медийно крайне активны и во многом определяют оппозиционную активность "оборотней в рясах". Эта некогда супружеская пара (достоверных сведений о разводе которой у нас не имеется), бывшие прихожане и друзья Уминского, уже достаточно давно стали релокантами по разные стороны Атлантического океана.
Чапнин, старший научный сотрудник Центра православных исследований иезуитского Фордемского университета в Нью-Йорке, в 2001–2015 годах оказывал значительное влияние на информационную политику Русской Православной Церкви.
Всё просто: в разные годы он был ответственным редактором газеты "Церковный вестник" и "Журнала Московской Патриархии", сотрудником Издательского совета Русской Православной Церкви и Издательства Московской Патриархии, секретарём комиссии Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества и членом комиссии по вопросам информационной деятельности Церкви и отношений со СМИ.
Ещё в 2011-м Чапнин на заседании Совета по внешней и оборонной политике выступил с докладом "Церковь, культура и русский национализм", в котором заявил, что празднование Дня Победы является одним из проявлений "постсоветской гражданской религии", ритуальные формы которой предполагают "всеобщее поклонение огню" и являются языческими. По словам Чапнина, "даже представители Церкви, включая иерархов, продолжают участвовать в этом странном для сегодняшнего дня ритуале".
На протяжении многих лет Чапнин активно информационно и лоббистски поддерживал деятельность либерального духовенства. В том числе – занимался продвижением книг протоиерея Георгия Митрофанова с апологией власовцев. В 2022 году Чапнин наряду с ранее упомянутым (пока ещё) архимандритом Говоруном, рядом раскольнических, католических и либеральных деятелей составил так называемую Волосскую декларацию (Декларацию об учении о "Русском мире"), включающую следующие слова:
Мы отвергаем ересь "Русского мира" и постыдные действия российского правительства, которое развязало войну против Украины. Эта война опирается на гнусное и не имеющее оправдания учение при потворстве Русской Православной Церкви. Мы отвергаем его как глубоко неправославное, нехристианское и враждебное человечеству.
Сегодня Чапнин не только активно поддерживает своего друга Уминского, но и предлагает своим единомышленникам осудить издательство "Никея", в котором на протяжении многих лет издавались книги как этого либерального клирика, так и ряда других (включая отрекшегося от сана и в итоге сделавшего содомитский "каминг-аут" бывшего греческого архимандрита Андрея Конаноса). Осудить только за то, что издательство официально заявило, что продолжает (!) продажи книг Уминского, но с оговоркой – до тех пор, пока с них не снят гриф Издательского совета Русской Православной Церкви:
Чудовищный, предательский документ рассылает сейчас издательство "Никея". Оно много издавало о. Алексия и неплохо на нём заработало.
В свою очередь Ксения Лученко, придерживающаяся тех же взглядов, ранее находилась на руководящих должностях в "Правмире" и даже некоторое время возглавляла кафедру теории и практики медиакоммуникаций ИОН РАНХиГС.
Помимо вышеупомянутого, Лученко известна ещё и тем, что с 2018 года вовлечена в проект "Как читать медиа?", реализуемый под прямым кураторством Гёте-института (германская НКО, продвигающая "под брендом" великого поэта Гёте немецкую культуру за рубежом; по сути, выявляет "сочувствующих" и формирует списки приверженцев) и Евросоюза – через заблокированный в настоящее время в России сайт "Кольта".
Цель проекта заявлена, как это зачастую бывает, благая – отделять зёрна от плевел в информационном пространстве, для чего проводились воркшопы с участием школьников и учителей. Вот только реальный смысл, разумеется, в ином, в подаче типа "здесь, в России, – всё плохо и СМИ врут, а там, на Западе, – всё хорошо и правильно".
Сегодня Ксения Лученко совместно с другим релокантом, бывшим секретарём Библейско-богословской комиссии Московского Патриархата Андреем Владимировичем Шишковым, ведёт антицерковный и откровенно антироссийский телеграм-канал с характерным названием "Православие и зомби".
В конце прошлого года в интервью одному зарубежному русскоязычному и при этом агрессивно русофобскому YouTube-каналу Лученко прямо высказалась за люстрации в отношении русского духовенства, поддерживающего СВО и российские власти:
Я считаю, что нужны [люстрации], и очень жёсткие... Конечно, Русская Православная Церковь как структура закончится вместе с путинским режимом.
Что с того?Слова о люстрациях наглядно демонстрируют то, что околоцерковным либералам на деле присуще радикально тоталитарное сознание и идеология. Годами и даже десятилетиями они жили среди нас, кормились и занимались антигосударственной и антицерковной пропагандой за государственный и церковный счёт. И большинство тех же православных традиционалистов никогда не обличали их, вполне допуская сосуществование в Церкви подобного "разномыслия": "момент истины" в их отношении наступил не сразу.
Но сегодня, по завершении второго года СВО, молчать уже просто невозможно. И потому журналистское расследование "Первого русского" продолжается. Впереди – много интересного. Не переключайтесь.
Свежие комментарии