Член НАТО Турция хочет стать членом БРИКС вместо ЕС. Если это произойдёт, то у России появится ещё один туз в рукаве против Запада. Подробнее читайте в материале Царьграда.
Хорошее приобретение для БРИКСТурция хочет присоединиться к БРИКС, это могло бы стать "хорошей альтернативой ЕС", заявил глава МИД страны Хакан Фидан.
Мы видим в БРИКС потенциал,
- сказал министр, слова которого приводит газета South China Morning Post (SCMP).
Этот вопрос будет обсуждаться на министерской встрече в России. Ожидается, что на этом заседании одной из тем станет возможность присоединения к объединению Турции, которая входит в НАТО. Она состоится 10-11 июня в Нижнем Новгороде.
В России приветствуют интерес Турции к БРИКС. Об этом сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Тема Турции в БРИКС возникла не сегодня. Турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган участвовал в саммите БРИКС в 2018 году. Президент России Владимир Путин тогда сказал, что Анкара может присоединиться к БРИКС в 2022 году.
В прошлом году посол КНР в Анкаре в интервью газете Aydınlık говорил, что Китай поддержит кандидатуру Турции, если она подаст заявку. Хотя к настоящему времени Турция не предприняла инициатив в этом направлении.
"Мы будем развиваться вместе с развивающимися странами. Мы будем расти вместе", - заявил посол.
Агентство Reuters обратило внимание, что член НАТО Турция в последние годы подвергалась критике со стороны своих западных союзников из-за своих связей с Россией, причём некоторые говорили, что её "ось" смещается в сторону от западного военного альянса.
"Пока неясно, будет ли Анкара предпринимать шаги по присоединению к группе БРИКС, поскольку ранее Анкара не заявляла о своём желании официально присоединиться", - говорится в публикации.
До 2024 года в БРИКС входили Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР. После 1 января к объединению присоединились ещё пять стран: Египет, Иран, Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия и Эфиопия. Планировала вступить в БРИКС Аргентина, но новый президент страны Хавьер Милей в конце 2023 года отказался от этой возможности. Рассматривают членство в БРИКС Таиланд, Венесуэла и Белоруссия.
Более тесное сотрудничество с РоссиейВ последние годы Турция стремится проводить более независимую внешнюю политику, и вступление в БРИКС может дать Анкаре дополнительные рычаги влияния на мировой арене, предоставляя возможности для сотрудничества с крупнейшими развивающимися странами.
Политолог, журналист-международник Тимур Шафир в комментарии Царьграду отметил, что членство в БРИКС, которое объединяет крупнейшие развивающиеся экономики, способствует увеличению инвестиций, расширению торговых связей и доступу к новым рынкам.
По его словам, в рамках БРИКС обсуждаются идеи создания альтернативных финансовых институтов, что поможет Турции диверсифицировать свои экономические партнёрства и снизить зависимость от Запада.
"Турция активно ищет новые источники энергии и пути их доставки, и сотрудничество с Россией и другими странами БРИКС может способствовать реализации крупных энергетических проектов и укреплению энергетической безопасности страны. Членство в БРИКС может способствовать экономическому росту Турции за счёт доступа к кредитным ресурсам Нового банка развития, а также укрепления торговых и инвестиционных связей с другими членами блока", - считает политолог.
НАТО нуждается в ТурцииОднако обсуждаемое вступление Турции в БРИКС может вызвать неоднозначные реакции среди членов НАТО. С одной стороны, это может усилить напряжённость в отношениях с союзниками по альянсу, особенно с США и ЕС, которые могут рассматривать такие шаги как отход от западной ориентации. С другой стороны, Турция, как важный игрок на южном фланге НАТО, может использовать своё новое положение для укрепления своего влияния внутри альянса, что может быть полезно ей в контексте глобальной геополитической конкуренции и лоббирования своих интересов.
Тем не менее важно учитывать, что БРИКС пока не обладает значительной институциональностью и не имеет правового статуса или учредительного договора, которые являются основой существования международной организации. Это значительно облегчает рассуждения и процессы присоединения к блоку всё новых и новых членов, таких как Турция, видящих в нём определённые преимущества без сопутствующих обязательств,
- подчеркнул Тимур Шафир.
Он добавил, что, несмотря на определённый энтузиазм, вызванный расширением БРИКС, необходимо уже сейчас оценивать и прогнозировать, как этот процесс будет развиваться, если БРИКС начнёт более активно формализовываться. Например, когда примут реальные очертания действия по созданию общей безналичной системы взаиморасчётов между членами БРИКС или альтернативной зоны свободной торговли между его участниками.
Эрдоган хочет быть на стороне победителейЖелание Турции вступить в БРИКС - это ясное понимание турецким руководством того, куда склоняется чаша весов истории.
Политолог и публицист, обозреватель Царьграда Игорь Пшеничников полагает, что турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган не принимает конъюнктурных решений - он смотрит в будущее.
Эрдоган хочет быть на стороне победителей, а не побеждённых. Кроме того, Эрдоган хочет показать своим американским партнёрам, что он ведёт независимую от них политику. Это, с одной стороны, форма шантажа Соединённых Штатов, поскольку Эрдоган может предложить не вступать в БРИКС в обмен на некие бонусы разного рода со стороны Вашингтона. Но с другой стороны, это следствие традиционной политики Анкары искать преимущества и выгоду там, где она потенциально может быть,
- пояснил Пшеничников.
И желание присоединиться к БРИКС, как отметил политолог, - это свидетельство того, что Турция видит для себя выгоду в этом.
"Образно говоря, Турция хочет иметь билеты на все поезда, даже если они едут в разные стороны. Может оказаться, что на каком-то поезде ехать выгоднее, чем на других. И у Турции уже будет билет на такой поезд. Это чистый прагматизм, а не философия, как это у нас и у ряда стран Глобального Юга. Если БРИКС развалится, Турция будет первой, кто из него выйдет", - подчеркнул он.
Турция - это туз в рукавеУ Турции есть огромный географический козырь. Страна находится на пересечении многих торговых и энергетических маршрутов между Западом и Востоком, между Азией, Африкой и Европой. На это в беседе с Царьградом указал тюрколог, доцент и ведущий научный сотрудник Центра азиатских и африканских исследований Высшей школы экономики Алексей Образцов.
"Этот козырь не переплюнуть никем и ничем - контроль проливов. То есть исключить Турцию из НАТО - это фактически полностью отдать Чёрное море, проливы и часть Средиземного моря, грубо говоря, России и союзникам. Южный фланг НАТО закрыть некем, кроме Турции. И недаром у Турции вторая по величине армия среди стран - участниц альянса. Ну что там, румынские авианосцы ломанутся из порта? Или болгарские подводные лодки блокируют Дарданеллы? Это из области анекдота. А турецкий флот может блокировать Дарданеллы. И турецкая армия может перейти хоть в одну, хоть в другую сторону, хоть на Ближний Восток, хоть в Европу..." - полагает Образцов.
Что с того?Возможное вступление в БРИКС никак не отразится на лидерстве Турции в НАТО. Экономическая политика Турции ориентирована на Европу, она продолжает усиливать своё влияние в экономической среде Азии. БРИКС и России важно извлечь из этого максимальную выгоду.
Свежие комментарии