Всем спасибо, все свободны
Завод Estonian Cell, расположенный на крайнем севере Прибалтики, является одним из самых энергоёмких предприятий балтийского региона. Он производит целлюлозную продукцию, которая идёт на экспорт во многие страны Европы и Азии и приносит крупную по эстонским меркам прибыль. Помимо прочего, Estonian Cell – это ещё и символ масштабных инвестиций в "зелёную" экономику, продукция применяется в производстве переработанных или предназначенных для длительного пользования бумажных изделий.
На днях работа предприятия остановилась, словно на дворе 1992 год. Причина – неподъёмные цены на электричество, связанные с повышением расценок на природный газ. Персонал ещё не уволен, но дело идёт к этому – хотя в Эстонии и так полная беда с занятостью.И история эстонского завода – лишь капля в море подобных историй по всему Старому Свету.
Нет контракта – нет газаНет таких высот, которые не могли бы взять цены на газ в Европе. Биржевые сводки всё чаще напоминают военные. Согласно последним данным, стоимость тысячи кубических метров голубого топлива составила 1800 долларов. Рекордный показатель, установленный 6 октября текущего года (1937 долларов за аналогичный объём), всё ближе. Связано это с тем, что ПАО "Газпром" в очередной раз отказалось бронировать дополнительные мощности магистрального газопровода "Ямал – Европа" и украинской газотранспортной системы.
Если 18 декабря русский энергетический монополист выкупил 5,2 миллиона кубометров мощности трубы "Ямал – Европа", которая проходит через территорию Польши, то 19 декабря уже 4,2 миллиона, а 20 декабря – 3,8 миллиона. Напомним, суточная мощность газопровода – 89,1 миллиона тонн, то есть в 23,5 раза (!) больше, чем закачивалось в понедельник. 21 декабря прокачка в принципе остановилась. Варшава истерит, хотя в конце 2019 года сама, без всякого понуждения, отказалась от продления долгосрочного контракта на поставки энергоносителей с востока, следуя, видимо, мудрым советам заокеанских "партнёров".
Европа страдает, но продолжает стрелять себе в ногуКроме того, "Газпром" отказался бронировать дополнительные мощности разваливающейся украинской ГТС на январь 2022 года. Всё это, вкупе с тем, что сертификация "Северного потока – 2" откладывается по надуманным предлогам, приводит к нестабильности европейского энергетического рынка. Вполне возможно, что в скором времени мы увидим и 2000, и 2500 долларов за тысячу кубических метров – нет предела совершенству.
В компании кризисную ситуацию комментируют весьма неохотно, заявляя, что все свои обязательства перед покупателями "Газпром" неизменно выполняет. В то же время ряд экспертов считают, что удар по Польше и Украине – проявление принципиальной позиции русской газовой госкомпании. Польский и украинский транзит для России фактически больше не существует – именно это Москва хочет дать понять евробюрократам. Поэтому у Брюсселя и его присных есть только два варианта: либо поскорее сертифицировать построенный и готовый к эксплуатации газопровод Nord Stream 2, либо платить феноменальную цену, ожидая её дальнейшего роста.
Тем более, для нас вопрос запуска СП-2 не столь важен, как для того же немецкого обывателя, ведь из-за высокой стоимости природного газа трубопровод быстро окупился. Перед началом 2021-го "Газпром" прогнозировал среднюю экспортную цену на голубое топливо размером 170 долларов за тысячу кубов, а она составила, с учётом низких цифр первого полугодия, все 400-450 и обещает быть ещё более высокой. На строительство Nord Stream 2 потратили 11 миллиардов долларов, половина из них – деньги европейских предпринимателей. А сверхприбыль России от экспорта газа в 2021 году (учитывая все страны, включая ЕС, КНР и других импортёров) из-за ценовой разницы составила примерно 44-54,5 миллиарда долларов.
Что с того?Газовый кризис, как показывает динамика рынка, и не думал прекращаться. Экономическая конъюнктура складывается для Запада весьма неблагоприятно. Тем не менее европейские элиты не собираются одумываться. Вместо того, чтобы осознать невыгодность закупок на спотовом рынке, они в очередной раз заявили о необходимости отказа от долгосрочных контрактов до 2049 года. То есть рациональные предложения русского лидера Владимира Путина услышаны не были, а ведь он предлагал вариант, выгодный как ЕС, так и России – привнести в сферу энергетики стабильность. Мы хотим стабильно высоких доходов от продаж без задействования как минимум украинского транзита, платёжеспособная Европа – надёжных и бесперебойных поставок по приемлемой цене (пусть и более высокой, чем раньше).
Свежие комментарии