После начала СВО начались разговоры о возможной смене элит. Часть нуворишей, охваченная паникой, действительно покинула страну, сопровождая свой побег громкими антироссийскими заявлениями и судорожными попытками сохранить капиталы за рубежом. Другие, более прагматичные, сделали вид, что осознали ситуацию и остались в России.
Однако на четвёртый год СВО стало ясно: ожидания масштабных перемен оказались преждевременными. Тем не менее, похоже, Владимир Путин больше не намерен мириться с двойной игрой части элит, и чистка может начаться.Выступая на встрече с участниками форума "Малая родина - сила России", Путин сказал, кого он считает настоящей элитой страны:
Какие элиты?! Деньги где-то украли, пальцы веером - и вот "мы элита!" Какая элита? Вот элита- те, кто Родину защищают! Вот это люди! Вот это элита! Вот за ними будущее страны!
Эти слова национального лидера прозвучали как приговор власть имущим. И очень хочется надеяться, что эти слова знаменуют начало смены элит. Ибо до сих пор в России многое сводилось к каким-то полутонам.
Врагов и откровенных предателей, конечно, выгнали - но что стало с теми, кто остался? Олигархи, держащие фигу в кармане, научились имитировать лояльность. И теперь мы видим неприятный раскол: пока одни живут в землянках под обстрелами, другие в буквальном смысле, жируют.
Так, стоимость обычного бизнес-ланча на полях ПМЭФ, который состоится с 18 по 21 июня, - 4,9 тыс. рублей, номер в отеле - 1,1 млн рублей за одну ночь. Разрыв между фронтом и "элитными клубами" стал слишком явным, и уже невозможно мириться с таким положением.
Сменившие Куршевель на Дубай российские олигархи вряд ли всерьёз рассчитывают на победу страны, в которой сделали свои состояния. Некоторые из них и не скрывают этого.
Яркий пример - откровения Олега Дерипаски в интервью Nikkei Asia. Представляя Россию на деловом совете АТЭС в Японии, основатель "РУСАЛа" неожиданно раскритиковал военные расходы Москвы (издание оценило их в $220 млрд), а СВО назвал "безумием".
Этот случай наглядно показывает: часть бизнес-элиты продолжает жить в параллельной реальности, где личные интересы важнее национальных.
Они [Кремль] меня не трогают, мы не трогаем политику,
– приводит слова Дерипаски Nikkei Asia.
Хотелось бы знать, кого Дерипаска имеет в виду, говоря "мы". Если речь идёт о некоторых фигурантах списка Forbes, которые входят в так называемую "партию мира", то они политику очень даже трогают. Это, например, крупный ресурсный промышленник Алексей Мордашов. В компанию к нему и Дерипаске обычно записывают и сбежавшего из страны главу Роснано Анатолия Чубайса. Недалеко от них владелец НЛМК Владимир Лисин, который после СВО перевёл долю в НЛМК из Кипрского офшора в Абу-Даби. Рядом маячат Михаил Фридман из "Альфа-групп", Виктор Вексельберг из "Реновы", а также миллиардер с латвийским паспортом, экс-глава Альфа-банка Пётр Авён. Наверняка, для всех них хорошим разрешением конфликта была бы капитуляция России, расплата по западным счетам и предательство тех, кто встал на защиту суверенитета страны.
И вот теперь элита должна радикально преобразиться. Увидим ли мы это?
Возникает также вопрос: а какими качествами должны обладать люди, которые станут "золотым фондом" России?
На него в беседе с Царьградом ответил публицист Холмогоров:
"Готовность к служению. Чувство ответственности перед русским народом, самодержцем и Богом. Интеллект и воля - умение думать, компетентность и в то же время решительность, отсутствие сомнений и колебаний. Инициативность - умение служить Родине без приказа, а иногда даже против дурного приказа. Милостивость и сбережение народа - стремление решать важные вопросы не за счёт народной крови".
По словам полковника запаса, первого министра госбезопасности ДНР, политического обозревателя Царьграда Андрея Пинчука, о смене элит можно будет говорить тогда, когда лозунг президента "найдёт свою техническую и практическую реализацию".
"А пока этого не произошло. Это же происходит либо интенсивным образом, то есть плохим способом (революция, какие-то резкие ломки), либо, наоборот, есть позитивные процессы, связанные с тем, что наступает новый некий уклад. Но чисто технологически - как эта элита должна сформироваться? Экстенсивным способом, путём некоего эволюционного процесса", - считает эксперт.
Разумеется, старая элита постарается любым путём не допустить своего замещения. Поэтому пред страной стоит очень серьёзная и невероятно сложная задача. Но изменения должны произойти - другого выхода у нас нет.
Свежие комментарии