Немногие знают, но Парадов Победы после победы Красной Армии в 1945 году было несколько. Самый известный, конечно, в Москве. А тот, о котором при Сталине быстро постарались "забыть", случился в китайском Харбине.
16 сентября 1945 года состоялся военный парад Красной Армии на северо-востоке Китая, в городе Харбине.
Харбин известен тем, что там - большое число русских переселенцев, часть из которых перебралась после смены строя в стране в начале XX века.Нет полной ясности, почему Сталин выбрал местом для парада по случаю победы над Японией неофициальную "столицу русского Китая"... По одной из версий, Генералиссимус, решив "сослать" торжество в столь отдаленное место за пределами СССР, тем самым обозначил отношение к самому факту дальневосточной виктории как к второстепенному для Советского Союза — в пику американцам, всячески раздувавшим значимость этого события, которому немало поспособствовали усилия их армии и флота,
- пишет MK.RU.
Несмотря на то, что большая часть русскоязычного населения Харбина - белые эмигранты, успехам Красной Армии тут радовались, забыв о политических разногласиях. Тем более, что оккупанты-японцы в Китае жестоко обращались с русскими.
Харбинская молодежь активно помогала советским войскам. Вооружившись, она взяла под охрану к нашему прибытию средства связи и другие государственные учреждения. Когда позднее, сев в самолет, я часа через два приземлился на харбинском аэродроме, то узнал, что командный пункт уже оборудован в городской гостинице. Пока мы ехали к ней, встречавшиеся на улицах патрули вооруженных гимназистов-старшеклассников отдавали нам честь.
Такой же патруль стоял и возле гостиницы,- вспоминал командующий 1-м Дальневосточным фронтом маршал Кирилл Мерецков.
Маршал остановил автомобиль около одной из групп гимназистов и стал спрашивать, как они вооружились: оказалось, что русская молодежь разоружила воинские части Маньчжоу-Го и поставила перед собой задачу сохранить в неприкосновенности все городские жизненные коммуникации и сооружения, пока их не займет наша армия.
Победе радовались, а Парад - ждали. Незадолго до события в Харбине исчезла красная ткань - её смели с прилавков местные жители, готовясь к торжеству. Городские портные в срочном порядке шили нашим солдатам новую форму, пока бойцы латали и подкрашивали потрёпанную в боях технику. В том праздничном шествии приняло участие до 300 тысяч человек.
Интересный момент: прямо перед Парадом срочно вызвали в Москву маршала Василевского, тем самым понизив статус мероприятия. Повод был благовидный - вручение военачальнику государственной награды. Но историки видят в этом тонкий политический ход. Парад принимал генерал-полковник Белобородов.
Одним из пронзительных моментов Парада стало участие в торжественном шествии белогвардейцев, бывших воинов царской армии. Они шли в замыкающей колонне.
Что более всего впечатлило, как рассказывал отец, так это замыкающая войска колонна. В ней шли офицеры, солдаты и казаки белой эмиграции. Некоторые воевали еще в Русско-японскую войну 1904–1905 годов, затем в Первую мировую. Иные опирались на трости, но у каждого грудь была в крестах. Старые воины тоже были героями, пусть и своего времени. Как вспоминал отец, и гордость была за них, и жалость, что оказались на чужбине. Нужно было иметь мужество, чтобы добиться от властей СССР участия "бывших белогвардейцев" в параде победы в Харбине,
- цитирует МК воспоминания одного из очевидцев событий.
О старых солдатах написал в своих мемуарах и советский дипломат Николай Пегов.
Мимо трибуны, где мы находились, шли дряхлые старики, многие из которых, опираясь на костыли, были увешаны георгиевскими крестами и медалями. Эта толпа когда-то бравых офицеров русской армии медленно двигалась по площади, приветствуя стоящих на трибунах. Зрелище, должен заметить, редкое, исключительное. Ветераны Белого движения, бывшие каппелевцы и семеновцы, отдавали честь новому поколению русских солдат, достойно поддержавших ратную славу дедов,
- написал Пегов.
Фотографий уникального эпизода не сохранилось. Ничего не было об этом сказано и в СМИ - на параде присутствовали корреспонденты ТАСС. Знал ли об этом Сталин? Наверняка. Но поскольку никаких последствий не последовало. можно сделать вывод, что он отнёсся к этому с пониманием.
Свежие комментарии