
Ученые обнаружили описания первых дней службы вице-губернатора Алексея Курбатова в Архангельске в 1711 году. По словам старшего научного сотрудника Архангельского краеведческого музея Игоря Гостева, речь идет о путевых заметках вологодского чиновника Матвея Жданова, сопровождавшего Курбатова в поездке в Архангельск.
Алексей Александрович Курбатов (1663–1721) занимал должность архангелогородского губернатора в ранге вице-губернатора с 22 февраля 1711 года по 12 января 1714 года.
"В своих «Диурналах», которые являются путевыми дневниками, автор Матвей Жданов стремится быть максимально объективным и выступает в качестве стороннего наблюдателя — регистратора событий, так что акцентов он принципиально старается ни на чем не делать, — рассказал Гостев. — То, что описал Матвей Жданов, — это все было нам ранее неизвестно. Мы получили подробное поденное описание первых 51 дня жизни и деятельности архангельского вице-губернатора Алексея Александровича Курбатова".
Журнал записей Жданова выявлен в фондах Вологодского музея‑заповедника. Документ проходит детальное исследование историков. Гостев подчеркнул уникальность находки: автор принадлежал к невысокому сословию, и подобные записи представителей этого круга практически не сохранились. "А здесь получилось, что человек был очень 'писуч'. И он написал свое жизнеописание, историю болезни жены, журналы о своих путешествиях", — пояснил Гостев.
Матвей Жданов фиксирует водный маршрут Курбатова от Вологды до Архангельска, прибытие вице‑губернатора на север и первые два месяца его службы.
Сам Жданов позднее был назначен комендантом Пустозерска; путь к этому посту и жизнь заполярного города он также подробно описывает. В отношении пребывания Курбатова в Архангельске автор ведет подробную по‑дневную хронику всех его действий."Он не только описывает поездки на Соломбальскую верфь Архангельского адмиралтейства и в Новодвинскую крепость, которые тот посещал неоднократно, но и разовые выезды, например на Кегостров, где Курбатов посещает церковную службу и участвует в крестном ходе, осматривает солодовый завод и пивоварню. Жданов сообщает, кого из жителей тот навещал в домах. В этом поденном описании указаны все церковные службы, на которых был Курбатов, когда и кого он принимал — официальный прием или обед, кого и когда почтил собственным присутствием, в какие дни занимался канцелярской работой", — перечислил историк.
Личная судьба Алексея Курбатова представляет исторический интерес и выходит за рамки локальной биографии. По словам Гостева, Курбатов происходил "из самых низов" — был крепостным Бориса Шереметьева, затем привлек внимание Петра I своими проектами и поднялся до высот государственной службы. Он стал советником Петра I по финансовым и административным вопросам, занимая должность, сопоставимую по значению с современным федеральным министерским рангом. "Может быть, он достиг бы и большего, но его активная деятельность по борьбе с коррупцией сделала его непримиримым врагом светлейшего князя Меншикова, что и привело к опале", — добавил исследователь.
Курбатов покинул Архангельск не по собственной воле, конфликтовав с участниками коррупционных схем, связанными с окружением Меншикова. В источниках отмечается, что вице‑губернатор гордился службой в Архангельске, добиваясь сокращения налоговой нагрузки на подданных губернии и выполняя значительную работу в интересах города; вместе с тем этот период его деятельности оказался почти утрачен для исторической памяти.
Особую ценность представляет детализированное поденное описание пятидесяти одного дня, содержащихся в найденном журнале: фиксируются места пребывания Курбатова, круг его знакомств, характер и цели поездок. "Его деятельность была всецело направлена не только на благо государства, но и на благо местного населения. Недаром, реагируя на свою отставку с поста вице‑губернатора, он написал: 'Свидетель Бог, что я работал от души и сердца моего и, сколько мог, народ берег…'", — резюмировал Гостев.
Найденный документ важен для региональной истории Архангельска и Архангельской области, а также для изучения административной практики начала XVIII века. Продолжающееся исследование фонда Вологодского музея‑заповедника позволит уточнить детали служебной и бытовой жизни Курбатова и восполнить исторические пробелы этого периода.
Свежие комментарии