К нам возвращается «дело Серебренникова». Мещанский суд Москвы сегодня, 1 ноября, заново приступит к рассмотрению уголовного дела «Седьмой студии». Суд решит вопрос о мере пресечения для фигурантов, рассмотрит ряд ходатайств сторон и назначит дату рассмотрения по существу уголовного дела.
Серебренникова обвиняют в создании преступной группы с целью хищения около 200 миллионов рублей государственных субсидий, выделенных на реализацию его театральных проектов.
Напомним, Серебренников учредил в июле 2011 года юрлицо — автономную некоммерческую организацию «Седьмая студия» для реализации проекта «Платформа», предполагавшего постановку до десяти экспериментальных спектаклей в год, организацию гастролей театров современного танца из регионов России в Москве, мастер-классы по современному искусству…
Государство выделило на эти цели 70 миллионов рублей в год. Однако уже к 2015 году стало ясно, что большая часть денег куда-то делась. В 2015 году было возбуждено уголовное дело, а в 2017 следователи пришли с обысками в «Гоголь-центр», который возглавляет Серебренников, и к нему на квартиру, после чего на какой-то момент режиссер даже оказался в СИЗО. Директор департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства Культуры А. Малышев сообщил тогда, что из выделенных 216,5 млн рублей по назначению были израсходованы только 16 млн рублей.
Здание "Гоголь-центра". Фото: Ovchinnikova Irina / Shutterstock.com
Арестованные бухгалтеры и финансисты, в частности – Нина Масляева, производство по которой выделили особо в виду её полного признания и соглашения со следствием, показали, что госденьги, выделенные на «Платформу», выводились на счет фирм-однодневок, обналичивались, различные услуги оплачивались из черной кассы. В принципе, всё это юридически преступление, но апологеты Серебренникова утверждают, что без формальных нарушений запустить реальную работу театральной машины было невозможно, и что «все так работают».
Те, кто вступается за Серебренникова утверждают, что художника нельзя судить по общим законам, в том числе и за хищения, что все возможные нарушения были совершены исключительно для пользы театрального дела, а само уголовное преследование представляет собой тенденциозную идеологическую расправу с создателем «неудобного» искусства. К тому же осмелившегося, несмотря на госсубсидии, иметь недостаточно провластные взгляды. По сему случаю в адрес Серебренникова один за другим следуют акты солидарности творческой интеллигенции, его непрерывно номинируют на престижные премии, он стал своего рода образцом для подражания «театральной молодежи». В частности в непристойном гомосексуальном шоу, организованном театральным фондом «Территория» на фестивале «Таврида» этим летом, первую скрипку играли ученики Серебренникова – Ромашко и Старцев.
8 мая 2018 г. Франция, Канны. Фото: Stefanie Rex/Globallookpress
И вот здесь становится понятно, что центром общественной дискуссии является не сам по себе факт нецелевого расходования бюджетных средств, выделенных Серебренникову на театральные постановки, а сама нравственная уместность и эстетическая ценность этих постановок и вопрос следовало ли вообще выделять на них госденьги?
По большому счету водораздел проходит не между теми, кто считает режиссера вором и теми, кто его таковым не считает, а между теми, кто считает его постановки гениальными (и тогда не важно, вор он или нет) и теми, кто считает их мерзостью (и тогда тоже неважно).
Главными темами театральных постановок Серебренникова являются гомосексуализм и агрессивная социопатия. Главный объект презентации, присутствующий как фирменное клеймо практически в каждом спектакле – обнаженный мужской зад, так сказать «икона» телесности, лишенной всякого духовного измерения. В этих спектаклях герои кривляются, становятся на четвереньки, лают, испражняются, рассматривают свои гениталии, показывают их окружающим. Человеческое начало сведено даже не просто до телесного, а до зоологического. «Человек это низкоранговое животное, живущее своей никчемной нежизнью» – говорит практически каждый серебренниковский спектакль. И если в чем-то и проявляется попытка вырваться за этот порочный круг, так это в убийстве себе подобных, через которое «продвинутый» возвышается над обывателями (именно такова философия самого, пожалуй, удачного из произведений режиссера – фильма «Изображая жертву»).
К. Серебренников. Фото: Komsomolskaya Pravda/Globallookpress
В каком бы театре, на какую бы тему не ставил Серебренников, можно быть уверенным, что повод спустить с актера штаны он найдет. При этом иногда жизнь проделывает унизительные для него повороты. С помпой при сборе почти всей российской альтер-элиты был представлен в Большом Театре серебренниковский балет «Нуреев», полностью сфокусированный на теме гомосексуальности великого танцора. Пресса буквально лопалась от рецензий, восхвалявших гомосексуальную пустышку.
А всего спустя два года на экраны вышел шедевральный фильм Ральфа Фэйнса «Белый ворон», в которой фигура знаменитого артиста, непростой характер, обстоятельства его «прыжка к свободе», яркий и богатый образ русской культуры, в которую он был погружен, раскрыты вообще без обращения к теме его нетрадиционных пристрастий. Фильм Файнса был встречен мировым признанием и буквально истерикой российской прессы, именно потому, что совершенно подрывал образ «серебренниковского» Нуреева. Но как бы там ни было – «Белый ворон» стал фактом большой культуры, проявлением актерского и режиссерского мастерства.
Серебренниковские же работы так и остаются не фактом искусства, а продуктом пиара. И главный вопрос, который в связи с этим возникал и возникает – должно ли было государство в таких сумасшедших объемах финансировать этот дегенеративный сектор театрального мира, разрушительный для русской культуры? Должна ли вообще возникать ситуация, когда коррупционные схемы, позволяющие растратить или присвоить миллионы долларов – оказываются столь легко доступны? Не лучше ли отдать эти деньги сиротам?
Политическая коррумпированность Серебренникова сомнений не вызывает. В 2012 году режиссер получил «с барского плеча» целый театр имени Гоголя, который расформировал под нуль, разогнал актеров, основав на его месте «Гоголь-центр» с голыми задами и превращениями людей в животных. Тогда же он начал получать те самые огромные субсидии, которые впрок не пошли. Афера с возвышением Серебренникова была частью стратегии власти под подкупу либеральных элит: «Возлюбите и поддержите нас – смотрите, как мы вас ценим – в семизначных цифрах». При этом настоящее национальное искусство политическую элиту не интересовало вовсе, денег на его поддержку не находилось….
Фото: Friedemann Kohler/Globallookpress
Дело Серебренникова и получило во многом столь большой резонанс, что стало своего рода поучительной карой для властно-либеральной коррупции. Правда, только для одной стороны, стороны креативных либералов, с другой никто не пострадал. Фактически получилось так, что Серебренникова поймали за те щели, которые предоставили ему его же покровители. Он считал, что играет по одним правилам, а правила изменились.
Но в этом же причина определенной юридической непрочности «дела Серебренникова» – под мощным давлением разнородных общественностей, дело идет если не к оправданию, то к более чем формальному наказанию, потому что «так все работают».
И эта ситуация вскрывает главную системную «дыру» такого рода дел. Взявшись наказывать русофобское зло (а серебренниковский театр голой задницы таковым, несомненно, является) власть не в силах признать и объявить публично, что претензии являются ценностными – пропаганда гомосексуализма, ненависть и презрение к «этой стране» и её народу, проповедь культурной деградации и развращение молодежи. У нас же в стране нет ни идеологии, ни общепризнанных национальных ценностей, а царит безудержный плюрализм.
А потому, чтобы наказать зло приходится выискивать соответствия в закорючках, и вылавливать черные финансовые схемы, только для того, чтобы сделать вид, что вопрос не в ценностях, а в деньгах. Однако защитить национальную культуру и не дать утопить её в болоте вульгарной гомоэротики одной лишь сверкой финансовых документов – невозможно. Необходим ценностный ответ. И отрицательный: что для нас неприемлемо, и положительный: поддержка тех культурных образцов и проектов, которые действительно выражают творческий дух нашего народа и страны.
Свежие комментарии