На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Царьград

6 684 подписчика

"Фантомас" - как фильм о французском преступнике превратился в "русское народное" кино

Судьба картины "Фантомас" - это удивительная история о том, как благодаря политике мирового уровня и случайностям фильм о французском преступнике превратился в "русское народное" кино.

Фильмов, ставших коммерческими хитами и культурными событиями, история кинематографа знает немало. Гораздо реже встречаются картины, сумевшие добиться такого статуса за пределами родной национальной культуры.

Если говорить о взаимоотношениях советского зрителя и зарубежного кино, первой на ум приходит французская кинолента "Фантомас" (1964, на отечественных экранах появилась в 1966). Первый фильм из легендарной кинотрилогии о неуловимом злодее и преступнике обрёл такую популярность в нашей стране, что вполне может считаться русским народным.

Благодаря чему так случилось?

Когда политика не вредит искусству, а наоборот

Путь Фантомаса к сердцу русской публики был непростым и занял полвека. Появившиеся в начале 1910-х годов французские бульварно-детективные романы о беспощадном, неуязвимом и совершенно неуловимом преступнике в маске просто не успели к 1917-му завоевать популярность в дореволюционной России. В СССР книги и фильмы о французском злодее считались пережитком тлетворного буржуазного искусства, так что доступ к ним был закрыт.

Ситуация изменилась в 1966 году, когда благодаря президенту Шарлю де Голлю Франция старалась проводить независимую внешнюю политику (скорее всего, нынешний глава страны Макрон об этом либо не знает, либо не верит, либо забыл). Подчёркнуто ровные отношения с США и уважительные, нацеленные на взаимовыгодное сотрудничество отношения с СССР - таков был курс де Голля. И в ходе этой кампании решено было популяризировать в нашей стране французскую культуру того времени.

Случайности и закономерности

А вот то обстоятельство, что выбор в качестве такого "популяризатора" пал именно на фильм "Фантомас", выглядит, с одной стороны, случайным, с другой - вполне логичным.

Свою роль сыграла хорошая репутация в СССР актёра Жана Маре, исполнителя главных ролей (Фантомаса и его противника журналиста Фандора). За несколько лет до этого Маре был в нашей стране и в ходе интервью высказал немало комплиментов принимающей стороне и русскому народу в целом. Так что имя и лицо актёра на афишах уже должно было завлечь зрителей в кино.

Не обошлось и без явных случайностей. Так, по ходу фильма в кабинете Фандора хорошо заметна русская матрёшка - и подобная деталь вполне могла быть истолкована в духе "даже в капиталистических странах есть друзья Советского Союза". Но не меньшее значение имело и то, что показанные в этой комедии в явно невыгодном, смешном свете французские чиновники и полицейские давали повод для критики "загнивающего капиталистического Запада".

Впрочем, вряд ли при всех предварительных расчётах советские киношники рассчитывали на оглушительный успех "Фантомаса", привлёкшего в кинотеатры более 45 миллионов зрителей. Фильм и его герои стали культовыми персонажами для советской детворы 1960-х, вокруг "Фантомаса" выросла полноценная мифология, включавшая в себя подражателей "гениальному преступнику" (отечественной публике забыли поведать, что картина пародийная) и устойчивые слухи о том, что на самом деле фильмов не три, а четыре. И в конце четвёртого Фантомас наконец снимет маску и раскроет свою личность…

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх