Каршеринг в России вступил в фазу испытаний: рост стоимости машин и дорогие кредиты ударили по экономике сервисов и заставили игроков работать на пределе. Бизнес, ещё недавно демонстрировавший стремительный рост и расширение парка, теперь балансирует между перспективой дальнейшей консолидации со стороны “Ситидрайва” и Яндекса” и угрозой исчезновения отдельных компаний, включая “Делимобиль”.
Сегодня рынок каршеринга в России переживает непростую, но во многом закономерную трансформацию. Сервис краткосрочной аренды автомобилей за последние пять лет стал привычной частью городской мобильности: пользователи оценили удобство, гибкость и возможность отказаться от содержания личного автомобиля. Объем операций в отрасли вырос кратно (с 13 млрд до 95 млрд рублей), а сама услуга стала восприниматься как альтернатива не только такси, но и общественному транспорту в определённых случаях. Однако бурный рост сопровождался ростом долговой нагрузки: компании активно занимали деньги на закупку машин и масштабирование бизнеса.
Ситуация резко осложнилась после 2022 года: автомобили подорожали, а ключевая ставка ЦБ выросла, сделав кредиты крайне дорогими. Для лидеров рынка вроде "Яндекс.Драйва" и "Ситидрайва" поддержку обеспечивают крупные материнские структуры, способные закрывать кассовые разрывы и выдерживать кризис. Но для более мелких игроков это стало испытанием на выживание: многие вынуждены занимать под высокие проценты или сокращать парк. В итоге рынок вступил в фазу консолидации и борьбы за долю, где выстоять удастся только тем, кто сможет обеспечить финансовую устойчивость и доверие клиентов.
Не исключением является каршеринг “Делимобиль”, который переживает тяжелые времена Ранее компания развивалась в долг: брала кредиты и займы, на которые покупала новые автомобили. Но после 2022 года цены на авто взлетели, а рост ключевой ставки, начавшийся в 2023 году, сделал стоимость заимствований практически неподъемной.
У “Делимобиля” нет неограниченного финансового ресурса, как у конкурентов из “Яндекса” и Сбера (”Ситидрайв”). А значит, долю рынка можно быстро упустить в любой момент.
Финансовые показатели компании стремительно катятся вниз. Так, за первое полугодие каршеринг показал убыток в 1,9 млрд рублей при том, что год назад фиксировалась хоть небольшая, но прибыль в 778 млн. Всему “виной” взлетевшие финансовые расходы, которые увеличились на 54% до 3,15 млрд. Сколько “Делимобиль” сможет работать в такой ситуации, поддерживая безопасность и качество предоставляемых услуг, вопрос открытый. Даже если смотреть 2024 год, то там “Ситидрайв” получил прибыль в 1,9 млрд рублей, а “Делимобиль” заработал всего лишь 8 млн (меньше в 237 раз!)
Примечательно, что акции каршеринга обращаются на фондовом рынке Московской биржи. То есть, ценные бумаги компании может купить любой желающий. На начало 2025 года у “Делимобиля” насчитывалось 95 тысяч акционеров. Большинство из них - простые граждане, решившие по какой-либо причине приобрести акции компании. И, конечно, они должны получать объективную информацию о происходящем внутри неё.
В конце прошлой недели инвестиционное сообщество Profit опубликовало разбор финансовых результатов “Делимобиля” за первое полугодие, в котором обратило внимание на тяжелое положение каршеринга.
Сразу же после этого в адрес основателя сообщества Максима Вдовина последовал по его словам звонок от IR-директора “Делимобиля” с угрозами “обратиться в ЦБ”, если материал не будет удален. Вдовин комментирует ситуацию следующим образом:
Диалог длился около 30 минут, начался с фразы “ваш пост является проблемой для нас”, далее неоднократно звучало требование удалить пост и написать опровержение, текст которого компания пришлет. Такая постановка вопроса недопустима, это разрушает рынок. Отмечу, что до этого случая ни разу не слышал подобных слов от IR-директоров других компаний, в основном это культурные, умные люди, которые честно коммуницируют с нами, за что им больше спасибо.
В связи с произошедшим остается открытым вопрос, стала ли политика угроз и давления новым стратегическим курсом “Делимобиля” или же это просто самовольные действия конкретного IR-директора компании. Ведь репутация - такая вещь, которую испортить легко моментально, а восстанавливать придется долго. Причем как перед клиентами, так и перед держателями ценных бумаг, поверившими в компанию.
Свежие комментарии