В Астане прошло заседание ОДКБ, в итоговой декларации нет вообще никаких упоминаний Украины, США и антироссийских санкций Запада в целом. Президент Токаев говорит, что это многовекторность политики, которая свойственна Китаю. По словам экспертов, Казахстан уже повторил ошибки Украины. Стране не избежать бунта элит под давлением Китая?
В 90-е и начале "нулевых" годов правительство Казахстана во главе с Назарбаевым распродало нефтяные, газовые и прочие месторождения страны разным иностранным компаниям. Как выяснилось, самые большие вложения сделали США, Великобритании и Голландии. Тогда как у Китая от силы в районе 12-16%. И Китай только на пятом месте только в списке главных инвесторов.
Именно по причине западного доминирования инвестиций в основные сырьевые месторождения в Казахстане развиты различные некоммерческие и правозащитные организации. Естественно, все они преимущественно отнюдь не прокитайской, а прозападной ориентации. Именно страны Запада диктуют повестку дня в Казахстане.
По словам политолога, китаиста Василия Кашина, в Казахстане сегодня избегают выбора в ту или иную сторону.
Казахстанская элита космополитична, она хранит свои капиталы и имеет значительную собственность на Западе. И при этом у Казахстана очень крупные экономические и политические связи с Россией, есть мощные связи и определенная экономическая зависимость от Китая (так же, как от России), и при этом он сильно зависит от Запада. Именно поэтому Казахстан избегает ситуации выбора в ту или иную сторону. Китайскую позицию они учитывают, но какого-то политического контроля там нет, более того, Казахстан довольно ревностно относится к китайскому проникновению в страну,
- отмечает эксперт.
Кашин напоминает, что в Казахстане был целый ряд шпионских процессов, когда людей привлекали к ответственности за предполагаемый шпионаж в пользу КНР. Эти процессы становились публичными, и на уровне населения есть достаточно массовые антикитайские настроения, которые частично связаны с проводившейся в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР кампании по подавлению сепаратизма.
Её пик был во второй половине прошлого десятилетия, и эта кампания затронула в том числе этническое казахское население. То есть там никакой марионеточности нет, просто Казахстан в данном случае ссылается на китайский пример, чтобы показать, что они избегают какой-либо прямой поддержки России в контексте Украины также, как её избегает Китай. Китай действительно никаких заявлений напрямую в пользу России не делает. Хотя сотрудничество у нас развивается с Китаем очень мощно,
- обращает внимание Кашин.
Может ли сегодня сложиться ситуация, что Китай начнёт отстраняться от России из-за того, что Дональд Трамп победил на выборах? По словам Кашина, таких причин у Китая нет.
Для КНР Дональд Трамп гораздо более проблематичный руководитель США, чем Байден и демократы. При этом по основным целям их политика в отношении Китая не отличается. В США есть консенсус в том, что Китай - главная угроза, главный противник, его надо ослаблять и сдерживать. Но Трамп более склонен к радикальным, резким шагом. Плюс, для китайцев неприятным сюрпризом стало то, что Трамп не просто победил. Он одержал убедительную тотальную победу и обладает еще и контролем над Конгрессом. Китайцы допускали, что Трамп может победить, но считалось, что за выборами в США последует внутриполитический кризис, который будет США ослаблять, а этого не произошло. Республиканцы просто взяли всё, что могли,
- сетует Кашин.
И теперь у Трампа есть внутриполитический ресурс для проведения тех мер в отношении Китая, которые он захочет предпринять, в том числе очень болезненных, и он будет их проводить, потому что давление на Китай для США более важный вопрос, чем давление на Россию, обращает внимание китаевед. В Китае уделяют этому факту гораздо большее внимания. Скорее в этих условиях Китай будет усиливать партнёрство с Россией, и эти меры продолжаются.
Вот вчера состоялось совместное патрулирование бомбардировщиков. Есть даже и прогресс в решении обострившейся в этом году проблемы расчётов между Россией и Китаем. И в целом Китай сыграл существенную роль в устойчивости российской экономики и промышленности в ходе СВО. Хотя напрямую никакого оружия нам не поставлял и в пользу России открыто избегал высказываться,
- подытоживает политолог, китаист Василий Кашин.
Свежие комментарии