Эксперты объяснили, почему у многих релокантов не сложилось на Западе: не путайте туризм с эмиграцией. Названа примерная доля уехавших после начала СВО, которые уже прибыли назад на Родину. Оказалось, возвращение носит массовый характер.
Так называемая релокация закончилась для многих граждан России, едва начавшись.
Судьбу людей, поспешивших покинуть нашу страну из-за СВО или частичной мобилизации, проследили эксперты Bloomberg.Согласно их оценкам, возвращение в Россию сегодня носит массовый характер. К текущему моменту назад на Родину прибыли уже до 45% "испуганных патриотов", обратил внимание в программе "Царьград. Главное" экономический обозреватель телеканала Юрий Пронько.
Информагентство также обозначило, с чем связана эта тенденция. По информации Bloomberg, повлияли в первую очередь более строгие условия миграции во многих странах, где планировали осесть релоканты, и банальная нехватка денег на поддержание привычного образа жизни за рубежом.
Своё мнение по поводу сложившейся ситуации в эфире "Первого русского" высказали политолог Георгий Фёдоров, кандидат экономических наук Лазарь Бадалов и руководитель Центра социального проектирования Алексей Фирсов.
"Тупо закончились деньги"Первый из экспертов считает, что озвученные цифры – 40-45% вернувшихся - вполне похожи на правду:
Потому что, когда люди уезжали, это было в первую очередь эмоциональное бегство. Тогда никто не думал, как они будут там жить, сколько они будут там находиться.
Кроме того, далеко не все беглецы были богатыми людьми. Соответственно, политолог в трёх словах обозначил главную, на его взгляд, причину, почему произошло массовое возвращение блудных релокантов:
Тупо закончились деньги.
Ещё ничего страшного с Россией не случилось. Западные санкции, несмотря на то, что их объём беспрецедентен, не разрушили нашу экономику.
Кроме того, с работой за границей тоже, видимо, возникли проблемы, и люди начали массово возвращаться. Это уже точно где-то в течение нескольких месяцев, наверное, шести, происходит,
– указал собеседник "Первого русского".
При этом какое-то количество релокантов смогло более-менее приспособиться. Например, благодаря удалённой работе. Кроме того, многие из IT-сектора уехали, им значительно проще трудоустроиться.
А кто-то ещё просто боится ехать домой. Это тоже надо понимать. Ведь на территории, куда они уехали, например, в Армении и ещё кое-где, очень много рассказывают всяких страстей про Россию, про нас и так далее. И из-за этого, видимо, там кто-то ещё из тех, кто уже давно мог бы вернуться, пока остаётся. Но я думаю, что если дальше так будет продолжаться, то рано или поздно вернутся практически все,
– заключил Георгий Фёдоров.
Главный просчёт релокантовЛазарь Бадалов в свою очередь добавил, что кто-то физически вернулся, а кто-то, может быть, всё ещё остаётся за границей, но тем не менее продолжает работать на отечественные компании:
Потому что многие из этих релокантов – это представители IT-отрасли. А этим людям удобнее всего и беспроблемно работать удалённо.
Причины этой тенденции вполне понятны: они прежде всего экономические. Изначально решение покинуть Россию у большинства беглецов было связано с опасениями больше политического характера. Экономист в связи с этим рассказал о главной ошибке релокантов:
То есть с экономической точки зрения людей всё устраивало. Поэтому когда они осознали, что их опасения не подтверждаются, то, соответственно, начали возвращаться. Можно по-разному трактовать события, но эта экономическая подоплёка существует. Более того, за последний год в России выросли заработные платы, улучшились экономические условия. Появилась даже та же самая IT-ипотека. Соответственно, конкуренция возрастает. И те, кто добровольно покинули страну, освободили рабочие места, теперь понимают, что с экономической точки зрения допустили ошибку. Поэтому пытаются догнать, теперь хотят наверстать упущенное.
Впрочем, по мнению эксперта, не было и нет необходимости чрезмерно фиксироваться на вопросе уехавших:
Считать, что они могут существенно поменять экономическую ситуацию в стране или в какой-то отдельной отрасли, что без них страна либо не проживёт, либо не сможет обеспечить экономический рост, наивно. Я, честно говоря, не сильно в это верю.
Бадалов добавил, что столь немногочисленная группа населения не смогла бы придать такой мощный импульс всей экономике, в том числе в силу того, что убывшим специалистам очень быстро можно найти замену:
Собственно говоря, так и произошло. Может быть, в отдельном краткосрочном периоде была просадка, потому что всё происходило достаточно стремительно, но уже к концу 2022 года - в 2023-м было понятно, что ситуация выравнивается. И без этих людей экономика и отдельные отрасли вполне справляются, чувствуют себя комфортно.
"Приехали чужаки, которые мешают жить"Между тем Алексей Фирсов указал, что в числе релокантов были люди, использовавшие факт СВО как некий повод для переезда, планы о котором они вынашивали уже очень давно:
Это фундаментальная история: люди давно хотели стать "гражданами мира", почувствовать себя на глобальном уровне, и как раз они меньше всего возвращаются. Я думаю, что не возвращаются те, кому предоставили хорошие позиции и встроили в свои структуры крупные западные компании, которые работали в России.
Они помогли людям адаптироваться, они предоставили наиболее ценным специалистам хорошую работу, и в этой группе процент возвращения не очень высокий.
Но была же очень большая часть, которая рванула спонтанно. Они были напуганы, для них это был шок, для них это стало существенным изменением правил игры. Для них это были угроза закрытия границ и непонятность перспектив. И вот этот спонтанный слой, который рванул неосознанно, подчиняясь скорее эмоциональному импульсу, чем рациональному решению, в меньшей степени был защищён, он в меньшей степени имел какие-то позиции в зарубежных странах, и он скорее сейчас возвращается, потому что адаптироваться действительно оказалось непросто,
– подчеркнул собеседник Царьграда.
Он также дал чёткий ответ на вопрос, почему у многих релокантов не сложилось на Западе:
Как в известном анекдоте: не путайте туризм с эмиграцией. Из нашей страны кажется, что зарубежные страны, особенно западные, заточены под то, что называется меритократией, под продвижение наиболее достойных, честную конкуренцию, открытость, инклюзивность и так далее. Но на самом деле это уже сложившиеся традиционные страны со своими правилами игры, со структурами поддержки "своих", со своими сообществами, которые одних впускают, других не впускают. Там существуют механизмы опознавания по принципу "свой-чужой". И для них приезд большой волны людей из-за рубежа, которые стали претендовать на некие позиции, не был привлекательным фактором. Это усиление конкуренции, это необходимость куда-то встраивать этих людей. И нельзя сказать, что там была острая нехватка специалистов. По большому счёту, ряд стран уже были достаточно интересными зонами привлечения для людей со всего мира. Поэтому справиться с большим новым наплывом для структур, которые там работали, для бизнеса было непросто. Возникло противостояние. Приехали чужаки, которые, мол, мешают нам здесь жить.
Более того, на фоне отмены всего русского западные компании, не сильно разбираясь в том, с каким идеологическим настроем приехал человек, ставили на него определённое клеймо и проявляли подозрение уже из-за самого факта приезда из России, добавил Фирсов.
Подробнее о возвращении релокантов в Россию – в видеоверсии программы "Царьград. Главное".
Напомним, программа "Царьград. Главное" выходит каждый будний день в 18:00. Не пропустите!
Свежие комментарии