Кто кого и где сыграл в "Собачьем сердце" Владимира Бортко: Интересные факты со съёмочной площадки знаменитого фильма - аккурат к столетию легендарной одноимённой повести Михаила Булгакова.
Не так много в отечественном и мировом кинематографе фильмов (не считая картин, основанных на реальных исторических событиях), повествование которых имеет чёткие календарные привязки.
К числу таких относится, например, комедия Леонида Гайдая "Не может быть!", в которой дата начала действия пропечатана чёрным шрифтом по белой газетной бумаге – 21 августа 1927 года.
Столетний юбилей "Собачьего сердца"Точно так же мы можем с точностью до дня определить время действия фильма Владимира Бортко "Собачье сердце" (1988). В этом нам поможет литературная первооснова, одноимённая повесть Михаила Булгакова, в которой доктор Борменталь в своём дневнике записал дату, когда в квартире-лаборатории профессора Преображенского появился пёс Шарик, который скоро станет человеком Шариковым.
Дата эта – 22 декабря 1924 года. Следовательно, персонажам "Собачьего сердца" вот-вот исполнится ровно сто лет и это замечательный повод вспомнить о некоторых особенностях создания одноимённого фильма.
Который, вот уж уникальный случай, стал классикой русской культуры фактически одновременно с повестью Булгакова, по которой и был снят. Дело в том, что, хотя писатель сочинил "Собачье сердце" зимой-весной 1925 года, в то время не смог опубликовать её по цензурным соображениям. В итоге произведение было напечатано лишь в 1987 году – и уже полтора года спустя вышла экранизация.
Хотел снимать фильм, не хотел – уже не имеет значенияРождение идея снять фильм по недавно опубликованному тексту Булгакову не имеет единой версии. Согласно одной из них, экранизация повести стала инициативой киношного начальства, решившего идти в ногу с переменами "эпохи гласности и перестройки". Поэтому на киностудии "Ленфильм" решили в приказном порядке назначить режиссёра Владимира Бортко постановщиком картины. От чего тот поначалу отказывался – но потом прочитал первоисточник и передумал.
Другая версия гласит, что первой мысль превратить "Собачье сердце" в фильм пришла к режиссёру Сергею Микаэляну (постановщику таких картин, как "Иду на грозу" и "Влюблён по собственному желанию"). Именно он "поймал" в коридоре "Ленфильма" Бортко и вручил ему журнал с опубликованной повестью. И тем же вечером, прочитав "Собачье сердце", Бортко понял, что снимет фильм, причём в чёрно-белом варианте.
Служебный пёс в роли бродячей собаки, Ленинград в роли МосквыЛюбители отечественного кино знают, что центральной фигурой фильма "Собачье сердце" является профессор Преображенский в гениальном исполнении Евгения Евстигнеева. Но в этот раз мы остановимся на трёх других персонажах.
Во-первых, фильм Владимир Бортко открыл для зрителя актёра Владимира Толоконникова из Алма-Аты, сыгравшего роль Шарикова. Вряд ли бы его обрадовала формулировка, в соответствии с которой администрация Академического театра русской драмы отослала фото Толоконникова на "Ленфильм" – ведь из Ленинграда по всей стране разошлась просьба прислать снимки "самых уродливых артистов". Впрочем, роль Шарикова, которую Толоконников сыграл так, что как минимум не уступил Евстигнеев, а то и затмил мэтра, стала главным достижением в творчестве актёра.
Во-вторых, роль пса Шарика исполнила собака Карай – и это тот случай, когда можно говорить о настоящем перевоплощении. По сюжету Шарик это бродячая собака, находящаяся на грани гибели: а Карай был милицейской служебной собакой, к моменту съёмок проведшему около четырёх десятков задержаний преступников. После "Собачьего сердца" Карай снялся ещё в нескольких фильмах, но спустя два года погиб от отравления.
В третьих, со съёмками послереволюционной Москвы сложностей возникнуть не должно было – в тех же арбатских переулках в 1980-х оставалось предостаточно мест и зданий, мало изменившихся за предшествовавшие 60 лет.
Однако роль Москвы в картине Бортко исполнил Ленинград – слишком уж накладно и сложно было киношникам с "Ленфильма" отправляться на столичную натуру. В итоге питерская улица Боровая стала московской Пречистенкой, дом профессора Преображенского "переехал" из столичного Обухова переулка на ленинградскую Моховую, а безымянный сквер в Москве, где горничная Зина выгуливала Шарика, снимался на Преображенской площади, у Спасо-Преображенского собора.
Свежие комментарии