Министерство экономического развития, возглавляемое Максимом Решетниковым, планировало 14 мая внести в правительство новую стратегию социально-экономического развития России до 2030 года. Однако что-то пошло не так, и документ представлен не был. Почему никак не задаётся работа Минэкономразвития? Об этом в студии "Первого русского" беседовали обозреватель Юрий Пронько и экономист Михаил Делягин.
По замыслу премьера-министра Михаила Мишустина, этот документ должен был стать чётким ориентиром для работы кабинета министров, руководителей федеральных органов власти и губернаторов регионов России.
Бытовая безграмотность министра
Планы изменились, причём очень радикально, отметил Юрий Пронько. Теперь речь идёт уже не о стратегии, а о "широком перечне инициатив социально-экономического развития России, направленных на достижение национальных целей развития".
Срок предоставления правительству данного документа от Минэкономразвития сдвинут аж на 16 июня 2021 года.Почему никак не задаётся работа Минэкономразвития? Об этом в студии "Первого русского" беседовали обозреватель Юрий Пронько и экономист Михаил Делягин. Скриншот: Царьград
Одной из возможных причин эксперты называют жёсткую критику этого проекта со стороны учёных-экономистов, которые пришли к выводу, что он "продолжит традицию регулярно нарушаемых планов".
Юрий Пронько: Это катастрофа Решетникова? Меняются слова, меняются сроки, стратегии превращаются в некие цели, полагающие направление?
Михаил Делягин: Прежде всего это бытовая безграмотность. Такое ощущение, что глава Минэкономразвития Максим Решетников ЕГЭ сдавал, хотя по возрасту не подходит. Если вам поручено сделать документ, который называется вот так-то и в такой-то срок, вы можете жирафа привезти, обернуть его бумагой, на которой должно быть написано то, что нужно. И вы должны этого жирафа сдать в срок, а дорабатывать будете потом. Но они даже на это не способны.
Что такое для человека, в ведении которого находится Росстат, разработать программу развития до 2030 года? Представьте, что вам поручили измерить расстояние от Москвы до Владивостока, но единственный измерительный прибор, который у вас есть, это градусник.
И измеряйте им как хотите. То есть это задача нерешаемая.
Так и для Минэкономразвития она объективно нерешаемая в силу глобальной неопределённости в мире и в силу наличия у Решетникова замечательных либеральных кадров. У него отсутствуют даже единицы измерения, потому что Росстат в своём нынешнем виде способен только утешать и гладить. Это утешающий орган.
– Утешать и гладить, утешающий орган. Он утешает и гладит. Мне понравилось.
– У Решетникова объективно нет других возможностей. Представьте: вы чиновник, даже не министр, а какой-нибудь замначальника департамента, и вам сказали – в этот срок сделайте вот это. Если не можете сделать этого, то вот дверь, и конкурируйте с дворниками. Выучите узбекский язык и будете нормальным дворником в Москве, если ничего другого не получается.
– Едва ли он успеет выучить узбекский язык. Хотя, может быть, к 16 июня и успеет.
– Постарается. Нужно постараться. А вообще, мне кажется, что я видел эту программу. У меня есть много людей, которые сейчас работают в разного рода ведомствах. И мне её показали, в руки не дали: такие большие красивые слайды синенького цвета, распечатанные на цветном принтере и заламинированные. Там поставлены цели, и объясняется, почему они необходимы. Отмечается, что все они друг с другом взаимосвязаны, но таким способом, который для простого экономиста непостижим.
То есть я, к примеру, это понять не способен. Классный документ – папочка со стопочкой слайдов. Всё замечательно, но какие они будут меры предпринимать для достижения этих целей? А про меры мои знакомые ничего не знают.
На каком уровне одичания находится госаппарат?
– То есть когда такой документ, или, точнее, проект документа, поступил в аппарат федерального правительства, там просто за голову схватились и решили перенести сроки, а также поменять название.
– Да, потому что есть ещё вариант – всех убить. Я как человек, уволивший двух замминистров, одна из которых была нынешняя глава Центробанка госпожа Эльвира Набиуллина, а в то время – первый замминистр экономического развития, должен сказать, что любой нормальный руководитель старается обходиться без этого. Он понимает, что премьер-министр не может уволить министра, а его заместитель, в общем, ни при чём. Определяет работу всё-таки министр, а нередко и кое-кто повыше, а то и кое-кто сбоку из олигархических группировок.
Но уровень одичания достиг такой высоты, что у нас в государственном аппарате образовался очень существенный слой людей, не понимающих, что, если вы ставите цель, вам нужно какие-нибудь, хотя бы фиктивные, меры расписать для достижения этой цели.
– Но это уже какой-то сюрреализм.
– Первобытный шаман рисовал на стенах пещеры картинку животного, потом бил перед ней в бубен, стучал в колотушки, и на этом его работа считалась выполненной. А дальше племя пойдёт и этого животного обязательно завалит, потому что шаман его нарисовал на стене. Создаётся впечатление, что нынешние шаманы от госуправления не понимают, что им нужно ещё побить в бубен и постучать в колотушку. Они думают, что нарисовали, и этого достаточно.
– Вы опять оскорбляете чиновников.
– Это не оскорбление, а гипотеза. Я очень надеюсь, что мы увидим нормальную программу, где будут расписаны все необходимые меры.
– Но уже не стратегию.
– Кстати, стратегия может и не предусматривать конкретных мер, она действительно может предусматривать взгляд в нечто, концепцию, размышлизмы и фантазии.
– Получается, что это скорее про философию, нежели про экономику?
– Да, это всё про немарксистско-ленинскую философию. Но если вы документ готовите для правительства, то вы понимаете, что в любом случае вас всё равно спросят, какую цель вы поставили – что нужно сделать для всеобщего счастья. Но всеобщего счастья вы можете достигать и путём увеличения производства алкоголя.
– Нет, наши с вами соотечественники сказали, что им для счастья надо 172 тысячи рублей в месяц.
– А можете раздавать 173 тысячи рублей в месяц на человека, а можете раздать в год на человека 173 бутылки водки. И, на самом деле, для определённой части общества результаты будут сопоставимы с точки зрения удовлетворённости жизнью.
И есть разные модели достижения цели, какой бы абстрактной эта цель ни была. Но проблема в том, что, как только вы хотя бы какие-то меры назовёте, вам хоть что-нибудь придётся делать. Хоть бы с бубном плясать во исполнение якобы этих мер.
– Решетников не готов, ни с бубном, ни без него.
– Судя по тому, что мы слышим, он не готов к исполнению своих обязанностей.
Свежие комментарии