На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Царьград

6 361 подписчик

Свежие комментарии

  • Игорь Петров
    Снимают на видео ...
  • Владимир Гусев
    Берется хлоргексидин, наливается в пульверизатор и распыляется возле воздухозаборных отверстий.  При этом вентиляторы...Бактерии в кондиц...
  • Виктор Кирпичников
    Кто разместил фото натовцев как заставку? Это тонкий намёк- провокация с демонстрацией военных НАТО с флагом Латвии н...В Архангельске с ...

Упущенный шанс для Галицкой Руси: Как Львов и Перемышль чуть не стали русскими городами

Взятию имевшей стратегическое значение крепости Перемышль предшествовала её шестимесячная осада русскими войсками Юго-Западного фронта. Имевший первоклассные фортификационные сооружения с внешним кольцом до 45 километров, до 1000 орудий крепостной артиллерии, включая тяжёлые 12-дюймовые мортиры, и гарнизон в 140 тысяч человек во главе с многоопытным генералом Германом Кусманеком, Перемышль казался неприступным.

Важность этой крепости заключалась в том, что, помимо отличной военной базы и плацдарма на реке Сан, она представляла собой стратегический узел коммуникаций, взятие которого открывало русским войскам путь на Краков и через Карпаты на Будапешт. В Ставке Верховного Главнокомандования русской армии учитывали этот фактор и стремились как можно скорее развернуть наступление в Карпатах, которое при его успешном развитии ставило Австро-Венгрию на грань военного поражения и выхода из войны. К сожалению, этим планам не суждено было свершиться. И в значительной степени этому способствовала затянувшаяся осада Перемышля.

Первая мировая и Российская Империя

Брала русская бригада галицийские поля…

Война с Австро-Венгрией началась с успешного продвижения русских армий Юго-Западного фронта под командованием генерала Николая Иванова в Галиции. Разгромив в августе-сентябре 1914 года противостоявшие им австро-венгерские войска, русские заняли практически всю Восточную Галицию (современные Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская области Украины). Местное коренное население – русины, подвергшиеся сначала культурному этноциду в виде навязанной сверху украинизации, а с началом войны и физическому уничтожению со стороны австрийских властей, приветствовали русскую армию как освободителей.

После того, как 3-я и 8-я армии генералов Николая Рузского и Алексея Брусилова 21 августа (3 сентября) 1914 года вступили во Львов, туда прибыл граф Георгий Бобринский, тесно поддерживавший связь с галицкими русофилами. Он занял должность генерал-губернатора новообразованного Галицийского генерал-губернаторства, включавшего в себя Львовскую, Тарнопольскую, а впоследствии Черновицкую и Перемышльскую губернии, и при активной поддержке сохранявшего русскую идентичность населения Галиции начал процесс реинтеграции региона в состав Российской империи.

Между тем, пока австрийцы сохраняли контроль над Перемышлем, русские войска в Галиции не могли чувствовать себя уверенно и тем не более не имели возможности развивать успешное продвижение далее в Карпаты с выходом в Венгрию. Осада крепости отвлекла на себя значительные силы 3-й армии, которую осенью 1914 года возглавил принявший российское подданство болгарский генерал Радко Радко-Дмитриев. Остальные же армии Юго-Западного фронта фактически обеспечивали действия 3-й армии под Перемышлем с флангов.

войнаЗапдный фронт. Март 1915 г. Фото: Everett Historical / Shutterstock.com

Непосредственно осада Перемышля была возложена на IX армейский корпус генерала Дмитрия Щербачёва, который вследствие острой нехватки артиллерии, а также уже проблем со снабжением не справился с задачей подавить сопротивление и водрузить русское знамя над Перемышлем, и после первого неудачного штурма был вынужден отвести войска.

Решающий штурм Перемышля

Во второй половине октября 1914 года к крепости была подтянута 11-я (ранее – Осадная) армия генерала Андрея Селиванова в составе пяти дивизий, которая полностью обложила Перемышль в расчёте на то, что удастся взять его измором. Лишь с прибытием из Брест-Литовска тяжёлой крепостной артиллерии и разгромом пятью русскими дивизиями из армии Брусилова 19 отборных австро-германских под Балигрудом, которые пытались прорваться к крепости и деблокировать её, исход сражения за Перемышль был предрешён в русскую пользу. Попытки австрийского коменданта генерала Кусманека совершить прорыв из окружённой крепости потерпели неудачу. Тем временем из-за отсутствия снабжения в рядах осаждённых начался голод. К концу февраля были забиты и съедены все лошади, а запасы хлеба иссякли как раз накануне решающего штурма Перемышля русскими войсками.

БрусиловА. Брусилов. Фото: www.globallookpress.com

О том, как проходил решающий штурм, писал в те дни издававшийся отставным генерал-майором Дмитрием Дубенским иллюстрированный журнал «Летопись войны 1914 года»:

Боевые действия под Перемышлем в последнее время указывали на близкое его падение. Его крепостная артиллерия развивала усиленный огонь, выпуская ежедневно до 1000 тяжёлых снарядов. Вреда от него большого не было, и наши потери не превышали 10 человек в день. Утром 6 марта [1915 г. ст.ст.] гарнизон произвёл вылазку значительными силами с явной целью решительного прорыва нашего расположения в восточном направлении на фронте Медыка-Быков-Плешовицы. Для подготовки её, за сутки перед тем, неприятель открыл по нашим позициям ураганный огонь, выпустив до 20000 снарядов… Понеся огромные потери и не достигнув наших окопов, неприятель был отброшен на линию фортов, причём нами было взято в плен 107 офицеров, 3954 нижних чинов и захвачено 16 пулемётов. После этой неудачи крепость ещё продолжала поддерживать усиленный артиллерийский огонь, а в ночь на 8 марта была произведена новая вылазка в северо-восточном направлении на Уйковице. Неприятель вновь был отброшен с большими потерями за линию фортов, что, видимо, и обусловило сдачу на следующий день крепости на капитуляцию без всяких условий.

Перед тем, как сдаться генералу Селиванову, австрийский комендант Кусманек приказал взорвать укрепления Перемышля и уничтожить боевые припасы. 9 (22) марта 1915 года русские войска вошли в крепость. Согласно донесению Верховного Главнокомандующего русской армией великого князя Николая Николаевича, в плен было взято и отправлено во внутренние области России 9 австро-венгерских генералов, 2307 офицеров и 113890 нижних чинов. Ещё 6800 раненых и больных были оставлены в госпиталях по месту. Трофеями русских войск стали несколько сотен артиллерийских орудий.

ПеремышльПеремышль. Фото: www.globallookpress.com

Упущенная победа

Победа под Перемышлем, одержанная благодаря геройству и стойкости русской армии, вызвала в России всеобщий подъём и ликование. Газета «Биржевые ведомости» назвала 9 марта Днём русской славы. Казалось, что за этим последует победоносное наступление на Краков и Будапешт. Тем более что австро-венгерская армия, составленная из солдат многих национальностей, в том числе стремившихся освободиться от гнёта империи Габсбургов славян, пребывала в крайне тяжёлом состоянии. Как впоследствии писал в своих воспоминаниях генерал Алексей Брусилов, после падения Перемышля австро-венгерцы были лишены главного стимула, заставлявшего их так яро бросаться на нас.

Между тем, на помощь союзнику пришла германская армия. На Западном фронте во Франции в то время война уже приобрела позиционный характер и  установилась относительная стабильность, что позволило немецкому командованию перебросить оттуда 14 дивизий, сведённых в 11-ю армию генерала Макензена. Во второй половине апреля 1915 года она нанесла удар по 3-й армии Радко-Дмитриева, совершив Горлицкий прорыв, положивший начало "великому отступлению" русской армии. В его результате были оставлены не только большая часть Восточной Галиции и Западной Волыни, но и Польша, Курляндия, Литва и часть Западной Белоруссии. 22 мая (4 июня) 1915 года русская армия покинула Перемышль, а 9 (22) июня – Львов.

ПеремышльФото: www.globallookpress.com

Русский холокост

На этом закончился кратковременный период возрождения русской Галиции. Вместе с отступавшей русской армией уходили на восток тысячи галицийских русофилов, выступавших за единый русский народ «от Карпат до Камчатки». Возвращение австрийцев обернулось против русских галичан жесточайшим террором, которому подверглись не только прорусские настроенные интеллигенция и крестьяне, но и священники-униаты, выступавшие за воссоединение с Русской Православной Церковью.

Всего за время Первой мировой войны австро-венгерскими властями были казнены около 70 тысяч русских жителей Галиции, Буковины и Закарпатья. Так, например, только в Перемышле ещё до начала его осады русскими войсками в сентябре 1914 года без суда и следствия были в течение одного дня зарублены 44 местных крестьянина, обвинённых в «москвофильстве». Многие из тех, кто был заподозрен в малейших симпатиях к России, заключались в специальные концентрационные лагеря Талергоф и Терезин, ставшие предвестниками нацистских концлагерей.

Правда, об этом «русском холокосте» сейчас не принять вспоминать…

Примечательно, что особую роль в зверствах против русинского населения играли так называемые «украинцы» или «мазепинцы» – прислужники венских властей из числа местного населения, принявшие искусственно навязываемую украинскую идентичность. Они активно доносили на своих соседей и односельчан, а также непосредственно исполняли карательные функции, участвуя в расправах. Пройдёт всего три десятилетия, и их наследники-бандеровцы столь же ретиво станут прислуживать гитлеровцам и столь же зверски расправляться над поляками, евреями и теми оставшимися русскими, которые сумели пережить предыдущие потрясения.

Летом 1915 года в Вене состоялся громкий политический процесс над галицкими русофилами, которые обвинялись в том, что выступали за национальное единство русского народа. Все обвиняемые были приговорены к смертной казни, заменённой на пожизненное заключение в концлагере. В их числе был и видный общественный деятель, депутат галицкого сейма и австрийского парламента от Русской народной партии Дмитрий Марков. Примечательно, что свидетелями со стороны обвинения выступали представители русофобских «украинских» партий, которые, по сути, сводили политические счёты со своими давними идеологическими оппонентами.

Кто развалил Российскую империю?

Интересно провести параллели между отношением австро-венгерских властей к галицким русским и российских властей к представителям «украинофильской» партии. Так, арестованный в 1914 году во Львове лидер униатов, активный русофоб и идеолог украинства Андрей Шептицкий был отправлен в почётную ссылку в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. В 1917 году Временное правительство сняло с Шептицкого всякий надзор и дозволило ему провести униатский съезд в Петрограде, на котором был учреждён экзархат Российской греко-католической церкви. Вскоре после этого Шептицкий вернулся во Львов, где стал одним из главных идеологов создания независимой Украины.

моностырьСуздальский Спасо-Евфимиев монастырь. Фото: www.globallookpress.com

Другой украинский идеолог, историк Михаил Грушевский, принимавший участие в создании «Украинского легиона сичевых стрельцов» в австро-венгерской армии, был отправлен в непродолжительную ссылку в Казань, а затем царское правительство великодушно разрешило ему поселиться в Москве. Сразу после Февральского переворота он выехал в Киев, где стал организатором украинской Центральной рады.

Уходили, чтобы вернуться…

Между тем, оставление Галиции в 1915 году в русском обществе воспринималось как кратковременное отступление.

И мы верим, что ни оставление Львова, ни какая другая жертва для достижения победы не смутит народа, некогда для спасения армии и России пожертвовавшего первопрестольной Москвой,

- писал журнал «Летопись войны 1914-15 годов».

Летом 1916 года русские войска Юго-Западного фронта совершили легендарный Луцкий прорыв, впоследствии названный Брусиловским в честь командующего войсками Южного фронта, вновь заняли Западную Волынь и Буковину и вступили на территорию Галиции. Решающее наступление планировалось на весну 1917 года. Однако повторного освобождения Червонной Руси  не состоялось вследствие революционных потрясений, свержения монархии и начала процесса развала русской армии, затеянного теми, кто мечтал о «превращении империалистической войны в гражданскую».

Если бы Россия в 1918 году осталась организованным государством, все дунайские страны были бы ныне лишь русскими губерниями. Не только Прага, но и Будапешт, Бухарест, Белград и София выполняли бы волю русских властителей. В Константинополе, на Босфоре и в Катарро на Адриатике развевались бы русские военные флаги. Но Россия в результате революции потеряла войну и с нею ряд областей,

- заявил в 1934 году бывший венгерский канцлер Иштван Бетлен.

БетленИ. Бетлен. Фото: www.globallookpress.com

Вместо победы, триумфа и восстановления единства всех русских земель Россию ждали похабный Брестский мир, распад и кровавый хаос гражданской войны… В 1920 году во время войны с Польшей Красная армия на непродолжительное время займёт часть Галиции, однако так и не сумеет взять Львов. Примечательно то, что в официальных советских военных документах 1920 года галичане зачастую выделялись в качестве отдельной национальности. Впоследствии, в процессе реализации антирусской по своей сути большевистской национальной политики их автоматически стали считать украинцами.

Через 22 года после кровавых потрясений 1917-го Галицию, которая тогда уже официально именовалась Западной Украиной, заняли советские войска.

На непродолжительное время в сентябре 1939 года был возвращён и Перемышль, которому вновь суждено было стал городом русской военной славы на второй день Великой Отечественной войны, когда внезапно контратаковавшие советские войска выбили уже вошедших в пограничный Перемышль немцев и ещё несколько дней удерживали его. В 1945 году, вскоре после освобождения Перемышля от немецких захватчиков, по личному указу Сталина город был вновь передан Польше, в составе которой пребывает и поныне, называясь по-польски Пшемыслем.

Политический облик региона к 1940-м годам уже претерпел значительные изменения и из центра «карпато-русского возрождения» превратился в рассадник украинского национализма. Несмотря на разгром вооружённого бандеровского бандподполья в конце 1940-х – начале 1950-х годов, советская власть продолжила активную реализацию антирусского украинского проекта, последствия которого сейчас пожинает вся историческая Малороссия. А если принять во внимание, что Галиция стала настоящим «украинским Пьемонтом» в деле декоммунизации и десоветизации, то советское «воссоединение украинских земель» обернулось трагическим фарсом против самих же коммунистов.

Впрочем, это уже совсем другая история…

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх