США пытаются разбить тройку Россия – Китай – Иран. "Максимальную дестабилизацию" на Ближнем Востоке предрёк политолог Тимур Шафир. Он не исключил, что Вашингтон и Тель-Авив в ближайшее время плотно возьмутся за Тегеран: "Вплоть до государственного переворота".
После снижения интенсивности боёв в секторе Газа казалось, что Израиль отправится залечивать раны.
Его угрозы в адрес "Хезболлы" и Ливана воспринимались как просто грозная риторика. Мало кто всерьёз думал, что ослабленный и военно, и политически Тель-Авив так скоро решится на новую кампанию, подчеркнул ведущий "Первого русского" Никита Комаров в эфире программы "Царьград. Главное".Тем не менее за подрывом пейджеров в соседней арабской республике и авианалётами ЦАХАЛ действительно последовало наземное вторжение. Некоторое время Иран оставался в стороне. Когда многие уже сочли, что Тегеран намеренно избегает дальнейшей эскалации конфликта, он всё же нанёс удар.
Притом беспрецедентный по масштабам. Ситуация выглядит так, что следующий ход снова за Израилем. Он уже пригрозил Исламской Республике атаками на нефтяные и ядерные объекты. Главный вопрос, реализует ли Тель-Авив свои предупреждения на этот раз.
Никита Комаров обсудил дальнейшие перспективы противостояния на Ближнем Востоке с секретарём Союза журналистов России, политологом-международником Тимуром Шафиром.
Почему Израиль всё же решилсяЭксперт объяснил, что могло подвигнуть Тель-Авив на обострение конфликта с Ливаном и, соответственно, с Ираном. Собеседник "Первого русского" обозначил две основные причины:
Есть самая вероятная версия, которая лежит на поверхности. Так, [премьер-министр Израиля Биньямин] Нетаньяху, понимая, что ситуация с ноябрьскими выборами в Соединённых Штатах достаточно зыбкая, не оставляет тем, кто в итоге победит, большого выбора. Любая сила, которая выиграет, будь то республиканцы во главе с [45-м президентом США Дональдом] Трампом либо демпартия во главе с [вице-президентом страны] Камалой Харрис, в сложившейся ситуации отвлечься от происходящего на Ближнем Востоке не сможет. Не сможет отказаться от помощи своему ключевому союзнику в регионе. Несмотря на то что в их предвыборной риторике, касающейся ближневосточной тематики, конечно же, много различий.
Кроме того, в числе других, не настолько очевидных причин имеет смысл выделить не подтверждённую стопроцентно версию, которая, однако, вполне имеет право на существование, добавил политолог.
Он допустил, что Вашингтон замыслил серьёзный ход – спровоцировать государственный переворот в стране, которую он считает одним из главных геополитических противников:
Вполне вероятно, что, руководствуясь какими-то глубинными соображениями, Соединённые Штаты и, естественно, Израиль, как их ближний союзник на Ближнем Востоке, постепенно начинают раскачивать ситуацию. В каком ключе? В ключе смены власти в Иране, назовём это так. Путём поддержки постоянной ситуации угрозы вооружённого конфликта. Путём обрубания возможностей Тегерана действовать через свои прокси, которые есть в Ливане, естественно, в первую очередь это "Хезболла". Возможно, Вашингтон и Тель-Авив начинают реализовывать сценарий раскачки внутренней ситуации в Иране, который может иметь целый спектр вариантов дальнейшего развития. Вплоть до государственного переворота в этой стране.
Важные слова Али ХаменеиПримечательно, что ранее новый президент Исламской Республики Масуд Пезешкиан подчёркивал, что заинтересован в нормализации отношений с Вашингтоном. Но кажется, власти США, вместо того чтобы тоже сделать шаг навстречу, решили использовать это заявление в своих целях и разжечь внутренние разногласия в Иране.
Сейчас иранская система власти будет испытывать, наверное, самые мощные и самые опасные удары на прочность. С другой стороны, давайте вспомним недавнее выступление верховного лидера, рахбара Ирана Али Хаменеи. Он, помимо основной части риторики о том, что Тегеран противодействует сионистскому государству, что эта борьба будет продолжаться, сделал большой акцент на том, что Иран в этом противостоянии является лидером, является самым активным участником этой борьбы со стороны всего ближневосточного мира,
– указал Тимур Шафир.
Эксперт также подчеркнул, что практически половина этой речи иранского рахбара произносилась не на фарси, а на арабском языке:
Это тоже говорит о том, что высшее руководство Ирана прекрасно понимает: только такая роль, только попытка, действительно, представить себя в качестве ключевого противовеса Израилю в регионе, в качестве лидера всего мусульманского мира может сыграть на пользу Тегерану в сложившейся ситуации и укрепить его политические позиции.
Иран стал ещё опаснее для СШАКроме того, ослабляя Тегеран, США пытаются разбить тройку Россия – Китай – Иран. Сближение этих трёх держав ставит под угрозу позиции Вашингтона не только на Ближнем Востоке и вообще в Азии, но и на международной арене в целом.
Если оценивать ситуацию в большем масштабе, мы заметим, что развивается новая мировая экономическая конструкция, важнейшими звеньями которой являются и Россия, и Иран, и КНР. Если развивать эту мысль, если смотреть немножко вперёд, вырисовывается угроза открытого противодействия между Соединёнными Штатами и Китаем. И это не совсем отдалённая перспектива,
– считает собеседник Царьграда.
На этом фоне Иран, как один из крупнейших экономических и политических союзников Москвы и Пекина, становится ещё более опасным для Вашингтона. Политолог в связи с этим предрёк "максимальную дестабилизацию" на Ближнем Востоке:
Прямое вооруженное столкновение Тегерана и Тель-Авива на земле фактически и физически невозможно. Операция американских вооружённых сил в Иране тоже будет сопряжена с огромной кровью, она, по сути, неосуществима. Но шансы на то, что США будут провоцировать внутреннюю дестабилизацию в Исламской Республике, доводя её до максимально возможного результата, достаточно высоки. Скорее всего, американцы будут делать ставку на такие методы борьбы.
Подробнее о наиболее вероятных сценариях эскалации конфликта на Ближнем Востоке – в видеоверсии программы "Царьград. Главное".
Напомним, программа "Царьград. Главное" выходит каждый будний день в 18:00. Не пропустите!
Свежие комментарии