В миллионном городе стали пропадать люди. Трупы обнаруживали в лесах вокруг мегаполиса. Жертвы были убиты выстрелами, при них не было денег и ценных вещей. Убийц нашли и их вину доказали. Но варианта вердикта, вынесенного душегубам, не мог предположить никто.
Перестройка, "полураспад" СССР идет полным ходом.
С улиц городов исчезает милиция, зато появляются и не собираются исчезать бандиты. Криминальная статистика бьет антирекорды на радость "рупорам гласности", которым есть о чем рассказывать каждый недобрый день.Весной 1989 года в Челябинске стали пропадать люди. Так, исчезла Валентина Торбина, прибывшая в город в командировку. Через несколько дней исчез таксист Валентин Коротков: не вернулся в таксопарк после смены. Служебная "Волга" пропала.Челябинск, конец 80х. Фото: bestlj.ru
Расследованием исчезновений занимался Виктор Эбингер. Сейчас он полковник милиции в отставке, ветеран управления внутренних дел. В 1989 году был начальником отдела начальником угрозыска УВД Челябинского горисполкома.— Свидетелей исчезновений не было, примет подозреваемых — тоже, — говорит Эбингер.
Число без вести пропавших росло: следователи распутывали уже 12 истории. Так, драма разыгралась в семье Елены Скрипниковой, муж которой Сергей не вернулся с работы.
Сергей Скрипников не вернулся с работы. Фото: скриншот видео программы "Следствие вели"/НТВ.
Шарики вместо пульЛетом 1989 года в лесах вокруг Челябинска начали находить тела и сожженные автомобили. Сергея Скрипникова обнаружили мальчишки. Вдова Елена опознала его по наколке на руке: лицо было напоминало мишень в тире, а не любимого супруга.У всех найденных были схожие ранения: преступник использовал вместо пули кусочки полиэтилена, куда вместо дроби заворачивая подшипниковые шарики. Стреляли с близкого расстояния, потому повреждения были чудовищными.Преступников искал весь личный состав городского УВД, а они не останавливались. Так, жертвами неизвестных стали две жительницы Фрунзе. Родственники рассказали, что при них были богатые по голодным временам гостинцы — шоколад, икра, сервелат, пашет. Сетки с продуктами исчезли.Когда число жертв увеличилось до 16, серию циничных громких убийств поставили на контроль в ЦК КПСС, МВД и прокуратуре СССР. Руководители оперативно-следственной группы еженедельно отчитывались о проделанной работе. Результатов не было.
Был задержан, но сбежал18 сентября 1989 года в пригороде Челябинска, близ поселка Октябрьский, инспектор ГАИ Ренат Шейхлисламов для проверки остановил автомобиль. В водительском удостоверении лежало не вклеенное фото.
"Отклеилась карточка, сейчас паспорт покажу", — сказал водитель и, выхватив обрез, открыл огонь по инспектору. Шейхлисламов был ранен в плечо, укрылся за служебной машиной.
Игоря Колчина остановили для проверки документов. И он открыл огонь. Фото: скриншот видео программы "Следствие вели"/НТВ.
Злоумышленник открыл огонь по коллеге раненого силовика: инспектор Олег Деревянных в служебном автомобиле оформлял протокол на пьяного мотоциклиста, ехавшего вместе с другом. Выпущенная из обреза пуля по касательной задела Деревянных, прошила кузов и угодила в стоящего возле автомобиля друга пьяного мотоциклиста. От заряда смертоносных шариков парень погиб на месте.Злоумышленник, продолжая стрелять, скрылся в лесу, подступавшему к обочине. Почему он не дал по газам и не уехал на автомобиле — до сих пор загадка. Оперативники, прибывшие на место преступления в его автомобиле нашли права на имя Евгения Содомского и Игоря Колчина.
Силовики отрабатывали и Содомского, и Колчина: оба оказались водителями кооперативного такси. Труп Содомского вскоре найдут. Колчина опознали инспекторы ГАИ Шейхлисламов и Деревянных.
Три года бесчинств28-летний челябинец Игорь Колчин был женат, воспитывал ребенка. В молодости дважды отсидел за кражи. Колчина объявили в розыск, оперативники отрабатывали его семью, особое внимание обращая на старшего брата Владимира, тот тоже работал в кооперативном такси. Тот не дает никаких показаний: мы живет отдельно друг от друга, я ничего не знаю.
Владимир Колчин. Фото: скриншот видео программы "Следствие вели"/НТВ.
Жену беглеца Людмилу Колчину водворили в камеру КПЗ, "подсадили" участливую соседку. Колчина нервничала и поделилась с ней своей переживаниями. Та уговорила обо всем рассказать следователю: чистосердечное признание смягчает участь…
Людмила Колчина. Фото: скриншот видео программы "Следствие вели"/НТВ.
— Колчина написала признания по преступлениям, о которых знала, — вспоминает Вадим Лунев, в 1989 году — старший оперуполномоченный по особо важным делам управления уголовного розыска УВД Челябинского облисполкома.Первая жертва Игоря Колчина была в 1986 году: он ударил обрезком гантели по голове незнакомую женщину, забрал 10 рублей. Был уверен, что не выживет. Но пострадавшая выкарабкалась и опознала душегуба через несколько лет.Затем Колчин расправился с работницей трамвайного депо, в котором работал. Брать у несчастной было нечего. О содеянном рассказывал жене, и та его не выдала. Следователям позже заявляла: боялась. Но показания внимательных соседок опрокинули ее версию: у Люды появились дорогие украшения. Одна из соседок вспомнила, как ее пригласили на домашнюю вечеринку братьев Колчиных. На столе был сервелат, икра, паштет, шоколад в плитках. Помните, исчезнувших жительниц города Фрунзе? Деликатесы были из их сеток.
"Бить влёт"В начале 1989 года Игорь Колчин сколотил банду, в которую вошли брат Владимир, приятель Олег Малахов: его сестра Елена, которая была невестой Владимира и двоюродный брат Малаховых Евгений Гончаров.
Женщины, Людмила и Елена, распределяли и продавали добычу, выезжали на преступление вместе. В уголовном деле 31 эпизод, на счету Игоря Колчина — 15 отнятых жизней. Он был невероятно жесток: заставлял связанную жертву прыгать в лес и прицеливался. Это называлось "бить влет", словно дичь. Так не стало Сергея Скрипникова, в которого Колчин выстрелил 12 раз,— говорит Борис Кунин, в 1989 году — судья Челябинского областного суда.Беглым главарь банды оставался, когда следствие по делу уже шло полным ходом. Владимир сообщил, что брат может прятаться за городом, в лесу за Аргазинским водохранилищем. Оперативники знали, что бандит вооружен, но взяли Колчина быстро, он не успел среагировать.
Фото: скриншот видео программы "Следствие вели"/НТВ.
В этой истории, наверное, больше всего удивляет приговор, который вынесли преступникам. Экспертиза признала их вменяемыми. 21 мая 1991 года суд приговорил братьев Колчиных и Олега Малахова к высшей мере наказания — расстрелу. Как и их жертвы, бандиты могли стать мишенью для расстрельной команды. Но ощутить весь тот ужас, с которым из-за их алчности жертвы уходили в небытие, Колчину и Малахову не довелось.
Верховный Суд РСФСР заменил наказание Владимира Колчина и Олега Малахова на 15 лет лишения свободы. Евгения Гончарова посадили на 13 лет, однако срок со временем сократили. Людмила Колчина и Елена Малахова вместо семи лет провели в колонии по четыре года.28 октября 1991 года Игорь Колчин покончил с собой в камере смертников, не дожив шести дней до 31 года.
Свежие комментарии